c_390_250_16777215_00_images_stories_2019_deputaty_ekn1.jpgВажным фактором на пути укрепления государственности   республики стало принятие Конституции (Основного закона) Республики Алтай. Республика Алтай приняла свою Конституцию только 7 июня 1997 года, последней из всех республик Российской Федерации, хотя проект был готов еще в 1994 году. Такая задержка объясняется следующими причинами.

Во-первых, республика, как и новое государственное образование - парламент, не имели опыта не только конституциональной, но и любой законотворческой работы, Процесс разработки и принятия Конституции республики совпал со становлением и укреплением ее государственности, вхождением политических, юридических и других демократических институтов в нашу жизнь.

Во-вторых, республика, находясь в конституционном и правовом поле РФ, почти три года ожидала принятия новой Конституции России, проведения выборов в Федеральное Собрание и Президента РФ.

А, в - третьих,  некоторая несогласованность действий и разброс мнений, ожидания политических перемен в России и улучшения социально - экономической жизни наших граждан требовали более тщательного и широкого обсуждения предложенного проекта Конституции.

Большая роль в подготовке проекта основного закона республики принадлежит Конституционной комиссии – специального органа по разработке Конституции, образованного постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай от 2 марта 1994 г.  в составе 23 чел. (позднее численность была увеличена до 27 чел.). Председателем комиссии  был избран Чаптынов В.И., заместителем -  Табаев Д.И., ответственным секретарем – Максимов В.С.
Комиссия провела 21 заседание, утвердила структуру Конституции, создала рабочие группы из членов комиссии для подготовки отдельных разделов и глав Основного закона. Проект Конституции обсуждался на пяти сессиях Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, трижды публиковался в республиканских газетах. Проект отдельно издавался брошюрой, по несколько раз обсуждался на сессиях городского и районных советов депутатов, а также на заседаниях в 35 сельских советах. Это было действительно всенародное обсуждение, в ходе которого поступило более 500 замечаний и предложений. Всего было пять вариантов проекта Конституции Республики Алтай и ее последний вариант был вынесен на всенародное обсуждение в марте 1997 года. Он также прошел экспертизу в государственно – правовых структурах Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, совета Безопасности РФ, Полномочного Представителя Президента РФ в Конституционном суде России.

7 июня 1997 года Конституция Республики Алтай была принята депутатами Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай на XXI сессии первого созыва открытым поименным голосованием. Из 27 депутатов присутствовало 25 чел., результаты голосования были следующие: «за» – 20, «против» – 5. В работе сессии принял участие Митюков М.А. – первый заместитель секретаря Совета Безопасности РФ, отметивший: «Историческое значение заключается в правовом оформлении статуса избранной вами формы государственности, отражающей чаяния народа Республики Алтай и являющейся залогом стабильности и развития в вашем регионе. Вопрос о Конституции Республики Алтай имеет не только региональное значение, но и общероссийский аспект. Практически ее принятием будет завершен этап конституционно – правовой реформы в республиках Российской Федерации».

С принятием Конституции (Основного Закона) Республики Алтай завершилось ее юридическое оформление. Республика признана демократическим государством с республиканской формой правления, входящее на правах субъекта в состав Российской Федерации и неотделимое от неё. В Конституцию были введены такие разделы и главы, которых нет в Основных Законах ряда республик: «Административно – территориальное устройство», «Основы экономики и финансовая система», «Законодательство Республики Алтай», «Избирательная система Республики Алтай» и др. В то время это была одна из самых объемных конституций республик в составе Российской Федерации. Она состояла из 7 разделов, 23 глав, 170 статей.  За период после принятия Конституции было внесено более сотни поправок, сократилось количество статей и глав.
Государственная власть осуществляется на началах разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

По конституции республики высшим представительным законодательным органом государственной власти является парламент, именуемый Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай. Он представляет собой однопалатный законодательный орган, состоящий в настоящее время из 41 депутата (вместо 27 депутатов до 1997 г.). В его структуру входят председатель, заместитель, председатели комитетов ((ранее - постоянных комиссий). В настоящее время срок полномочий депутатов Государственного Собрания - Эл Курултай пять лет. Сегодня работают депутаты седьмого созыва (первый созыв – 1993 - 1997 гг., второй созыв – 1997 - 2001 гг., третий созыв – 2001 – 2006 гг., четвертый созыв – 2006 – 2010 гг., пятый созыв – 2010 – 2014 гг., шестой созыв – 2014 – 2019 гг.).

Предложение о введении поста президента республики как самостоятельной структуры, стоящей над законодательной и исполнительной властями, населением, общественными объединениями и государственными органами было воспринято отрицательно в ходе обсуждения проекта Конституции. В целях создания наиболее экономичного и эффективного аппарата Конституция утвердила пост Главы Республики Алтай, который является высшим должностным лицом и возглавляет исполнительные органы, являясь одновременно Председателем Правительства Республики Алтай. Глава Республики избирается населением на  пять лет.
Правительство Республики Алтай является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики, подотчётным Государственному Собранию – Эл Курултай Республики Алтай и ответственным перед её населением за решение социально-экономических и  других   вопросов.

Таким образом, была проделана большая серьезная работа. Принятие Конституции (Основного закона) Республики Алтай способствовала развитию законотворческой деятельности, гарантировала нормальное функционирование всех институтов власти, защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Важно отметить, что она была принята без какого – либо диктата сверху, сумела объединить людей разных национальностей, политических пристрастий и вероисповеданий. Конституция Республики Алтай  отвечала вызовам наступившей эпохи в новой истории России и Горного Алтая, воплотила чаяния многонационального народа Республики Алтай.