Уважаемый Президиум! Уважаемые депутаты!
Уважаемые участники парламентских слушаний!

c_200_150_16777215_00_images_stories_2015_parlslushania_05.03.15_manpsoopt.jpgУникальные природные богатства Республики Алтай, представленные различными природными зонами, запасами водных ресурсов, богатством биологического разнообразия и минерального сырья получили мировую известность.

За многие столетия у жителей сложилась высокая экологическая культура, сбалансированная в гармонии природы и человека.

В 1998 году часть природных территорий Республики Алтай решением Комитета Всемирного наследия были включены в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в составе единого территориального объекта «Золотые горы Алтая», который состоит из трёх кластеров.:Алтайский заповедник и буферная зона Телецкого озера, Катунский заповедник и буферная зона вокруг горы Белуха, зона покоя Укок.

Сегодня одной из первостепенных задач современного мира является сохранение первозданной природы, здоровой среды обитания для будущих поколений, научиться рационально использовать природные ресурсы без нанесения непоправимого ущерба. Эту непростую задачу призваны решить, в том числе, и особо охраняемые природные территории.

Россия сегодня – самая передовая страна в отношении развития системы особо охраняемых природных территорий всех категорий и уровней, которые занимают около 12 % от общей площади страны, в том числе федеральные ООПТ -3%. Основная же часть всех ООПТ России расположены на Кавказе, юге Западной Сибири и Дальнем Востоке.

Площадь ООПТ в Республике Алтай занимает более 23.2 тыс. кв.км. (2 311 628 га.), что составляет 24.9 % от всей территории республики, в том числе федеральные ООПТ- более 11.4 тыс.кв.км. (1141468 га.), или 12,3 % территории республики.

С момента образования Республики Алтай большое внимание Парламентом и Правительством Республики Алтай уделялось именно вопросам охраны окружающей среды. Осуществлялись практические меры по достижению устойчивого развития, обеспечивающего баланс между решением социально-экономических проблем региона и сохранением окружающей среды.

Значительное развитие получило региональное правовое регулирование особо охраняемых природных территорий, которое в Республике Алтай насчитывает более 20 лет. Ряд законов и нормативных правовых актов были приняты ранее федеральных, например закон «О животном мире Республики Алтай», или Постановление Правительства РА О Красной книги Республики Алтай, которая была издана в числе первых среди субъектов Российской Федерации.. Закон Республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай» был принят Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай 4 ноября 1994 года.
Он определял природно-заповедный фонд Республики Алтай, регулировал отношения в области организации, функционирования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов, устанавливал их правовой статус.

В Российской Федерации мы были первопроходцами - в тот момент не существовало федерального закона об ООПТ, он появился только в 1995 году.
С развитием федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях республиканский закон претерпел значительные изменения.

В соответствии с законодательством у нас постепенно сложилась и действует сеть особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. По доле площади, занятой ООПТ, республика располагает одной из самых развитых сетей в Российской Федерации и включает в себя два государственных природных биосферных заповедника, один национальный парк, четыре природных парка, два биологических заказника, ботанический сад, 43 памятника природы республиканского значения. То есть, в настоящее время в Республике Алтай имеются ООПТ всех категорий, предусмотренных в федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях».
Заповедники и национальные парки занимают почти половину - 49,8 % от общей площади особо охраняемых природных территорий республики.

К федеральным ООПТ относятся один из старейших заповедников России - ГБПЗ Алтайский, созданный в 1932 г. и занимающий второе место из 103 заповедников России по биологическому разнообразию, ГБПЗ Катунский, образованный в 1991 году, и национальный парк «Сайлюгемский», учреждённый Правительством Российской Федерации в феврале 2010 года. Они находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и Горно-Алтайский ботанический сад, являющийся филиалом Центрально-Сибирского ботанического сада Сибирского отделения РАН. Заповедники и национальный парк «Сайлюгемский» имеют организационно-правовой статус федеральных государственных бюджетных учреждений. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников и национального парка, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота.
Оба наших заповедника получили мировое признание, имеют статус биосферных и включены ЮНЕСКО во всемирную сеть биосферных резерватов.

Систему ООПТ регионального значения в Республике Алтай составляют природные парки, государственные заказники и памятники природы, они занимают 50.2% от общей площади ООПТ республики.
Все региональные ООПТ в настоящее время находятся в ведении Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай. Для обеспечения функционирования природных парков созданы природоохранные учреждения, имеющие в настоящее время организационно-правовой статус бюджетных учреждений Республики Алтай, в период с 1997 по 2011 гг. организовано четыре природных парка («Белуха», «Уч-Энмек», «Ак Чолушпа», «Зона покоя Укок»).

На их территориях устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке.

Категория «государственный заказник» представлена в Республике Алтай Шавлинским и Сумультинским биологическими заказниками регионального значения. Эти охраняемые территории функционируют без создания учреждений по их управлению. Их охрану осуществляют Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания и Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.

Государственными природными заказниками объявляются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Памятники природы – наиболее многочисленная категория ООПТ в Республике Алтай. В настоящий момент на территории республики имеются следующие категории памятников природы регионального значения: горные вершины и перевалы (6 объектов), пещеры (7), водопады (3), озера (10), водные источники (12), ландшафтные участки (5 объектов). Контроль за их состоянием осуществляет Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, а охрану – ответственные лица, указанные в выданных Министерством охранных обязательствах.
В Республике Алтай созданы и памятники природы местного значения. Их организация и контроль за состоянием осуществляется преимущественно стихийно, значительная часть ООПТ местного уровня не оформлена в установленном законодательством порядке , поэтому точные данные об их количестве отсутствуют. Обустройство памятников природы местного значения осуществляется в основном за счет местных бюджетов.

Местные ООПТ в Республике Алтай в настоящий момент представлены муниципальным бюджетным учреждением «Природный рекреационный комплекс «Кадрин», созданный постановлением муниципального образования «Онгудайский район», в 2009 году в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере сохранения и восстановления природной среды, использования животного мира, сохранения природных ландшафтов и рекреационных ресурсов, а так же сохранения редких видов животных и птиц, исторически сложившегося уклада и традиций природопользования коренного населения.

Финансирование деятельности ООПТ.

Финансирование ООПТ в последние годы осуществлялось за счет бюджетных и внебюджетных поступлений, объемы и соотношение которых для отдельных ООПТ в разные годы заметно отличалось. Бюджетное финансирование ООПТ федерального значения возрастало с каждым годом. В частности, бюджетные ассигнования Алтайского и Катунского заповедников за последние семь лет
(2007 - 2014 годы) увеличились примерно в три раза. Финансирование природных парков из бюджета Республики Алтай в сравниваемый период практически не изменилось и составляет не более 3,5 млн. руб. в год на все природные парки. С учетом инфляции парки получили из госбюджета даже меньше чем прежде.
Невольно напрашивается вопрос, возможно ли на выделяемые средства осуществлять эффективную охрану природы, включая животный мир, и территории природных парков и заказников республиканского значения? Наверное, невозможно.
Эту негативную тенденцию финансирования природных парков Республики Алтай и охраны животного мира по остаточному принципу пора преодолеть. Надо помнить, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния и требуют соответствующего внимания.

Результаты анализа показывают, что возможности увеличения доходов за счет разрешенных видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности у природных парков не достаточны: они не обеспечены квалифицированным персоналом, не оснащены основными средствами, не имеют стабильных направлений предпринимательской деятельности и остро нуждаются в дополнительных поступлениях из республиканского бюджета и внебюджетных источников. Кроме того, негативно сказывается отсутствие государственных учреждений, осуществляющих управление биологическими заказниками.

Перспективы развития ООПТ в Республике Алтай.

Говоря о перспективах развития ООПТ в Республике Алтай следует отметить, что система особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в Российской Федерации создала необходимую основу сохранения ключевых местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, а также институциональную среду для развития научных исследований и целевых эколого-просветительских программ. Это при том, как отмечалось выше, что площадь ООПТ всех уровней в стране составляет около 12%, а федеральных -3%. То есть необходимая основа сохранения ключевых местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных в Республике Алтай тем более создана. Сеть ООПТ федерального значения, занимающая почти 12.5 процентов территории республики, достаточно репрезентативна в плане обеспечения полного представительства на их территориях всего биологического и ландшафтного разнообразия Республики Алтай, разработана и реализуется стратегия сохранения снежного барса, ведутся работы по разработке стратегии сохранения архара. В связи с этим создание новых и расширение существующих особо охраняемых природных территорий федерального значения сегодня не требуется, тем более их создание происходит с отчуждением земельных участков и передачей их в федеральную собственность и населением не поддерживается. Не решены земельные вопросы. Наверное, все помнят с каким трудом создавался национальный парк Сайлюгемский.

Региональные ООПТ.

Постановлением Правительства РА в марте 2013 года утверждена Перспективная схема размещения ООПТ в Республике Алтай, которая определяет создание новых региональных ООПТ, в том числе природных парков, памятников природы.
В соответствии со схемой предполагается развитие региональной сети, которая способствует широкому вовлечению местного населения в работу по сохранению среды обитания, приобретению навыков в современных рыночных отношениях в сфере организации отдыха населения, туризма, развития народных промыслов, традиционного природопользования.
В то же время для более эффективного использования возможностей природных парков, памятников природы нужны дополнительные людские и финансовые ресурсы, укрепление материально-технической базы.
Требуют правового урегулирования отдельные вопросы охраны, использования и развития ООПТ, и главный из них — вопросы земельных отношений.

В плане работы Парламента Республики Алтай в области правового регулирования организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай.
В 1 полугодии 2015 года Комитетом по аграрной политике, экологии, природопользованию планируется представить на рассмотрение ГС-ЭК РА законопроекты: «О проекте закона Республики Алтай «О внесении изменений в статью 28 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», предусматривающий усиление административной ответственности за уничтожение редких видов занесенных в Красную книгу РА и «О проекте закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов на территории Республики Алтай», устанавливающий размер площади общедоступных охотничьих угодий в Республике Алтай и каждом районе не ниже 50 % от площади всех охотугодий.

В числе других направлений — будет продолжена работа с федеральными органами по закреплению правового положения особо охраняемых природных территорий, обладающих международным статусом, в том числе по обеспечению их функционирования и управлению, режима особой охраны, разграничения полномочий, продолжение трансграничного сотрудничества.

Можно сказать, что сеть особо охраняемых территорий в Республике Алтай устоялась, накоплен значительный опыт управления ими и реализации различных природоохранных проектов, подготовлены специалисты высокого уровня. Опыт работы экологов, работников природоохранных учреждений, научных учреждений известен далеко за пределами нашей республики.

В дальнейшем эта работа, несомненно, будет продолжена.

Спасибо за внимание.