Уважаемые коллеги, приглашенные!

Сегодня настал тот самый ответственный момент в нашей деятельности в текущем году. Нам предстоит всесторонне взвешенно и с максимальной мерой ответственности обсудить и принять главный наш финансовый документ на последующие три года. Момент вдвойне ответственен в виду того, что совсем недавно казавшаяся маловероятность попадания страны в круговорот мирового финансового кризиса сегодня со всей очевидностью уже влияет на нас.

После принятия проекта нашего бюджета в первом чтении были сформированы 5 депутатских рабочих групп с участием почти всего депутатского корпуса, которые на своих заседаниях конструктивно обсуждали проблему по поиску оптимизации бюджетных расходов и вариантов снижения малоэффективных затрат.

Представленный Правительством Республики Алтай проект бюджета республики ко второму чтению доработан с учетом кризисных реалий и сложностей, возникших в реальном секторе экономики. Основные параметры бюджета принятого нами в первом чтении не претерпели изменений. Их озвучила в своем докладе Министр финансов, и я не буду вас еще раз загружать цифрами. Он доработан, повторяюсь, исходя из имеющейся реальности, и в него заложены меры антикризисного характера.

В первую очередь предусматривается создание резервного фонда в сумме 304млн.руб., т.е. своеобразной собственной «подушки безопасности» на случай сокращения доходных источников и снижения кредитных ресурсов. У нас есть обоснованный прогноз не роста, а снижения прибыли в реальном секторе экономики, несмотря на отраженный в проекте прогноз об увеличении доходной части, и это нужно ответственно осознавать и учитывать.

Мы не можем делать вид, что ничего не происходит, чтобы не волновать население. Понятно, что нет и большого повода для паники. Но нельзя бороться с кризисом и защищать людей, не говоря им правды и не учитывая реальность в полной мере.

Надо четко и трезво понимать – что имеется в нашем распоряжении, где есть резервы и как их можно мобилизовать. Наш бюджет весь плановый период останется дефицитным. Кроме того, расходы будут предусматривать финансирование, главным образом, по т.н. защищенным статьям: зарплата, оплата топливно-энергетических ресурсов и ГСМ, связи, продуктов питания и медикаментов для социальных учреждений. Тем не менее, объем финансовой помощи (межбюджетные трансферты) бюджетам муниципальных районов и поселений составляет более 3млрд.350млн.руб, что на 15,4% больше уровня 2008 года и республиканский бюджет все основные свои обязательства перед населением республики выполнит.

В материалах бюджета в приложении №14 в росписи капитальных вложений нам предложены 2 варианта развития событий:

-1-ый вариант – назовем его оптимистичным в общей сумме 1,7млрд.руб.;

-2-ой вариант – назовем его пессимистичным – в сумме 1,2млрд.руб.

Они отражены в таблицах №№1 и 2. Это может быть несколько непривычно и непонятно, но это связано, прежде всего, с сегодняшней реальностью и ближайшей перспективой развития страны, которых нельзя рассматривать без учета влияния мирового финансового кризиса на ее социально-экономическое и политическое положение. В конечном итоге бюджет – это программный документ, который создает основу, лучше его поправить, чем принимать рискованные обязательства.

Не всегда оправданы расходы на государственное и муниципальное управление. Сегодня сама жизнь нам диктует о необходимости их сокращения. Есть смысл создать рабочую группу, которая будет работать в течение года по их оптимизации. Сегодня в коридорах власти обсуждается вопрос о 10% сокращении численности работников бюджетной сферы, в т.ч. и государственных служащих. Но это в данный момент труднореализуемо, т.к. одновременно будут сокращены из государственных учреждений около 800 работников, которые пополнят ряды безработных.

Кроме того, всем им будет необходимо выплачивать 4-х месячную компенсацию по заработной плате (это без учета сокращения государственных служащих) плюс потом пособия по безработице, и в итоге сможем получить отрицательный результат, а самое главное, не создав при этом дополнительных рабочих мест.

По большому счету речь, прежде всего, идет не о сокращении численности работников, а о сокращении т.н. прочих расходов. Кроме объективных причин роста численности работников, связанных с передачей дополнительных функций органам исполнительной власти субъекта, мы не хотим замечать субъективных причин роста расходов на органы управления. Немало средств можно сэкономить на т.н. многочисленных представительских командировках и нередко целыми делегациями, на ремонте и на обставлении кабинетов, на средствах связи и использовании служебных автомобилей. В этом плане много резервов кроется и в муниципальных образованиях путем оптимизации структуры органов муниципальной власти.

Мы не раз рекомендовали Правительству Республики Алтай принять меры по унификации их структур. Из-за различий численного состава и структуры органов управления в муниципальных образованиях от 30 до 50% их собственных доходов тратятся на содержание муниципальных служащих, а в сельских поселениях из-за неотслеживания платежей по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, которые на 100% переданы в их доходы, суммы собираемых налогов не хватает даже на заработную плату.

Говоря об унификации структур как исполнительной власти, так и муниципальной, на основе последних данных хочу отметить следующую закономерность, которая зависит, к сожалению, и от личностных амбиций, будь то министр, председатель Комитета или глава администрации района. Пока не обозначая конкретные фамилии, вполне обоснованно отмечаю, что у нас некоторые министры имеют по 3-4 заместителя, не замещающие другие должности. Кроме того, во многих министерствах, комитетах, администрациях районов созданы управления, а в них по несколько отделов, каждый из которых имеет своих начальников и их заместителей, ведь невооруженным глазом видно, что управления—это лишнее, надуманное звено при наличии отраслевых отделов.

Считаю издержками выборных кампаний, в ходе которых за счет бюджетных средств будущими главами районов раздаются или обещаются посты своих заместителей. Хотя я и обещала не переходить на персоналии, но не могу не отметить для примера того, что в одинаковых районах и по своему географическому положению и по численности населения глава Онгудайского района содержит 4-х заместителей, а у главы Усть-Канского района – 2, у Мэра города—4 заместителя.

То же самое наблюдается и в республиканских министерствах. Не личная преданность, не однокурсник, не земляк, а компетентность, не круговая порука, а персональная ответственность, не семейно-коммерческие отношения, а деловая и профессиональная репутация должны быть положены в основу кадровой политики. Об этом очень хорошо сказал нам Президент Д.А.Медведев в своем Послании.

zal.jpg В системе управления должна быть восстановлена конкуренция, без этого не будет ответственности и компетентности. Обо всех этих проблемах ежегодно говорим при утверждении бюджета и уже набили оскомину. В течение этого года работала республиканская межведомственная комиссия по оптимизации бюджетных расходов. Из имеющейся информации можно отметить государственный подход лишь в министерствах образования и труда.

Очень непростая дискуссия развернулась вокруг вопросов по содержанию нашего, безусловно, нужного и прекрасного бассейна. Мнения депутатов по данному вопросу разделились, и эта озабоченность вполне понятна. Если передать его в федеральную собственность, то можем встретиться с проблемой вседоступности этого объекта, но и нельзя не разделить озабоченность депутатов о последующей схеме развития событий. Когда мы встретимся со сложностью его содержания и перевода на 100% коммерческую основу через другие учреждения. Но я думаю, этот вопрос будет на контроле, и нет пока смысла сегодня дискутировать на эту тему. Эта тема отдельного обстоятельного разговора.

Уважаемые коллеги!

Обсудив итоги рассмотрения представленного проекта бюджета на заседаниях всех комитетов, профильным Комитетом по бюджету вносится сводная таблица поправок. Такие принципиальные вопросы как ликвидация последствий землетрясения, строительство школ в с.с.Теленгит-Сортогой и Акташ, школы №7 в г.Горно-Алтайске, строительство моста через р.Аргут, дороги в с.Кызыл-Озек нашли поддержку как у Правительства, так и депутатов. К сожалению, не все закрыты вопросы последствий землетрясения. Непозволительно долго длится восстановление районных больниц в с.с.Онгудай, Кош-Агач и Чоя.

Я знаю, что Правительство Республики Алтай пытается разрешить проблему, но средств явно не хватает. Вопрос на контроле держат и наши уважаемые депутаты в обеих Палатах Федерального Собрания, и наш долг в течение данного созыва - проблему эту закрыть. Многие наши законы, требующие финансового сопровождения, не в полной мере обеспечены денежными ресурсами. Так, только по закону «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности» не хватает финансов более чем на 49млн.руб. Это касается прежде всего обеспечения педагогических работников дровами и электроэнергией.

Поэтому принципиально и последовательно эту проблему надо решать. Понятно, что сегодня бюджет Республики Алтай уже не может справиться с этой проблемой, и, тем более, это полномочия государства, нужно выходить на федеральный уровень. Мы на прошлой сессии говорили о большом количестве целевых программ и неполном их финансировании. Но после тщательного рассмотрения вопроса рабочая группа согласилась с Правительством республики о целесообразности их сохранения, потому что они дают возможность решать многие вопросы наших граждан.

Сегодня депутаты много вопросов задают вокруг создания Особой экономической зоны в нашей республике. Мы проанализировали ситуацию, идет планомерная подготовительная работа по подготовке документаций, строительных площадок, и реальные результаты надеемся увидеть уже в 2009 году. Чтобы у нас была эта уникальная зона, республиканский бюджет и местный бюджет Майминского района обязаны исполнить свои обязательства.

Уважаемые коллеги, реализуемые Правительством Российской Федерации, ее Президентом антикризисные меры, дают всем гражданам России надеяться на шанс не только с успехом преодолеть кризис и нивелировать его последствия, но и воспользоваться ситуацией для выхода экономики России в траекторию устойчивого экономического роста, создав свою собственную финансовую систему с многократно большей мощностью, чем нынешняя, поднявшись на инновационный путь развития. Только не дай бог, компаниям и банкам возможности банального разворовывания государственных кредитов со всеми отсюда вытекающими поистине тяжелыми последствиями для страны и ее населения.

Уважаемые коллеги!

Сегодня главная наша задача совместно с Правительством Республики Алтай начать новый финансовый год с утвержденным реалистичным бюджетом, над которым мы совместно работаем уже в течение 5 месяцев, и уверена, что это у нас получится.

Спасибо за внимание.