Уважаемые коллеги!

Месяц назад мы впервые практиковали предварительное обсуждение проекта бюджета в так называемом «нулевом чтении». И уже можно сделать вывод, что эксперимент удался.

Депутаты активно высказали свои видения и основные позиции по главному нашему законопроекту. Прошел очень конструктивный диалог, в ходе которого уже многие вопросы были сняты до принятия его на заседании Правительства. Правительством Республики Алтай учтены замечания и предложения, tg31.jpg высказанные депутатами в ходе предварительного обсуждения.

После уточнения сумм отдельных безвозмездных поступлений на 977,0млн.руб. увеличены доходные и расходные части бюджета, в т.ч. собственные доходные источники скорректированы на 60,0млн.руб. Основные параметры республиканского бюджета на последующие 3 года, т.е. доходная и расходные части, дефицит, верхний предел внутреннего долга рассмотрены во всех комитетах Парламента, приняты соответствующие решения. В общем, проект бюджета на предмет первого чтения поддержан всеми комитетами.

Уважаемые коллеги, как уже озвучила в своем докладе Министр финансов С.А.Гашкина, это же отражено и в экспертном заключении Контрольно-счетной палаты Республики Алтай: общая сумма доходов, устанавливаемая проектом закона на 2010 год, составляет 81,5% к ожидаемым оценкам 2009 года, или в абсолютном выражении сокращение составляет 1млрд.907 млн.руб. Это в основном за счет снижения объемов безвозмездных поступлений из федерального бюджета на сумму более 2млрд.129млн.руб., часть которых в сумме более 221,0млн.руб., мы возмещаем за счет увеличения объемов собственных доходов. И эта тенденция сокращения доходов будет сохраняться за весь период кризиса.

Надо отметить, что проект бюджета по-прежнему социален, носит ярко выраженный антикризисный характер.
Существенно сокращаются объемы безвозмездных поступлений по субсидиям на капитальный ремонт гидротехнических сооружений.
Также сокращаются объемы субсидий по полномочиям в области лесных отношений, в области содействия занятости населения, на обеспечение равного с МВД РФ повышения денежного довольствия заработной платы и социальных выплат работникам милиции общественной безопасности.

Все эти полномочия ложатся на плечи субъектов Федерации. Поэтому наша общая задача - за счет оптимизации всех бюджетных расходов максимально исполнять главные социальные обязательства перед населением, и в первую очередь по выплате заработной платы, коммунальным расходам, стипендиям, пособиям, пенсиям, медикаментам. Обеспечивать поддержку сельского хозяйства, ремонт и содержание дорог, детских садов и обеспечивать финансирование программ на условиях софинансирования из федерального бюджета.

Все, что я озвучила, осуществить будет предельно сложно. Это суровая реальность на сегодня и на предстоящие годы. Чтобы не быть голословной, приведу лишь несколько цифр из следующего законопроекта, в котором мы будем принимать изменения в бюджете текущего года. Прогнозируется уменьшение налоговых доходов на сумму 601,4млн.руб., в т.ч. по налогам на прибыль на 540,1млн.руб., на доходы физических лиц на 129,3млн.руб. Думаю, что причины такого положения дел все осознают. Дефицит бюджета республики увеличится на 316,0млн.руб. и составит почти 673,0млн.руб.

Также хочу обратиться ко всем уровням и ветвям власти, руководителям учреждений и ведомств, что настал тот момент, когда мы обязаны на деле декларировать оптимизацию наших расходов и аппетитов, которую пока еще не совсем ощущаем. В ходе обсуждения проекта депутатами высказывались предложения наложить мораторий на все приобретения, в первую очередь на дорогостоящие автомобили, ремонт кабинетов на весь период кризиса, пересмотреть размеры ежемесячных денежных вознаграждений и ежеквартальных премий высших должностных лиц муниципалитетов, руководителей республиканских комитетов, министерств.

В этой связи особо хочу обратиться к главам наших муниципалитетов. При всей самостоятельности местных бюджетов необходимо каждодневно помнить, что ваши бюджеты на 80-90%% состоят из межбюджетных трансфертов. В раздаточных материалах к проекту бюджета мы приложили материалы по запросу депутата С.А.Ефимова по расходам на содержание органов местного самоуправления за последние 3 года. Выводы должен сделать себе каждый глава, а Советам районных депутатов при формировании и утверждении местных бюджетов проявлять максимальную принципиальность и ответственность перед своими избирателями.

Кроме того, хочу довести до сведения тех, кто не в курсе, что на сайте Министерства экономического развития республики размещен сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов республики за 2008 год.

Приведу лишь некоторые цифры: в 2008 году общий объем бюджетов муниципальных образований на оплату труда муниципальных служащих составил 565,4млн.руб., из низ 173,9млн.руб. или 30,7% являются неэффективными, т.е. сверхнормативными или попросту игнорируется постановление Правительства Республики Алтай от 2401.2008г. №13 «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и иных расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Республики Алтай». Правительству необходимо принять самые решительные меры, вплоть до применения жестких финансовых санкций.

Рекомендую всем депутатам, структурам исполнительной власти и советам депутатов изучить вышеназванный сводный доклад. Материалы из него должны стать предметом глубокого анализа и выводов при подготовке проекта бюджета республики ко второму чтению, и формирования местных бюджетов. Также обращаюсь к своим коллегам - депутатам, работающим на постоянной основе, создать рабочие группы. Надо сразу отбросить ожидание чуда, а главное, нельзя создавать эти ожидания у людей. Людям вообще лучше говорить правду, будет честнее. Не за горами выборная кампания в Парламент республики. И очень важно не допустить популистских решений именно сейчас.

Популизм безнравственен всегда. Популизм в бюджетной сфере безответственен во 100 крат и дороже всего обходится людям и государству.

Принимая бюджет 2010 года, мы в значительной степени определяем будущее республики. Будет ли это экономика стагнаций или это будет экономика роста. Но главное, как будут жить люди?! Именно поэтому сегодня, как никогда, необходима абсолютная ответственность всех участников бюджетного процесса.

Уважаемые коллеги, от имени профильного Комитета, предлагаю принять представленный Правительством Республики Алтай проект республиканского бюджета в первом чтении и спокойно, общими усилиями приступить к работе на предмет его второго чтения.

Мы непременно будем обобщать все ваши предложения и замечания, высказанные в ходе обсуждения бюджета. И позвольте напомнить, что в соответствии с нашим законодательством, поправки должны содержать предложения с их финансово-экономическим обоснованием, а также источниками финансирования, если предусматривается увеличение расходов бюджетных средств. При нормальном ходе нашей работы мы обязаны принять бюджет республики в целом не позднее 6 декабря.

Всем желаю плодотворной работы.

Спасибо за внимание.