Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит принять главный финансовый документ – бюджет республики на предстоящий трехлетний период.

Этому дню предшествовал кропотливый труд по поиску оптимальных вариантов решения стоящих перед республикой, ее населением социальных и других проблем. Практически все депутаты Республики Алтай наравне с Правительством приняли самое  активное участие на всех его этапах – начиная от разработки проекта бюджета к первому чтению и его доработки на сегодняшнее  второе чтение. Рассматриваемый проект бюджета – это плод совместного труда.c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_news_deputaty_gi_08.12.jpg

Из доклада Министра финансов видно, что бюджет республики полностью сбалансирован и соответствует требованиям бюджетного законодательства. При рассмотрении данного законопроекта на предмет второго чтения, не поступило ни одной оформленной в письменной форме поправки. Потому что в этом году с главным финансовым  документом, мы начали активно работать уже на стадии проекта. В ходе работы рабочих групп, было немало рекомендаций и пожеланий от депутатов, большинство которых учтены.

Например, по предложению аграрного комитета учтено финансирование лабораторного контроля за источниками воздействия на окружающую среду, на осуществление полномочий по охране особо охраняемых природных территорий и на увеличение уставного капитала республиканской лизинговой компании. По  предложению других комитетов увеличены расходы на развитие физкультуры и спорта, на грантовую поддержку науки, на развитие внутреннего въездного туризма и зимних видов спорта, Ресурсного центра на базе  профтехучилищ. На обновление парка автомашин скорой помощи, открывается кафедра алтайского языка при университете.

Кроме того, при обсуждении проекта бюджета на предмет второго  чтения на заседаниях всех профильных комитетов Парламента были высказаны ряд рекомендаций Правительству Республики Алтай, мы их сформировали в проекте постановления.

Депутатов всегда интересовали вопросы капитальных  вложений. Но, как мы уже отмечали при обсуждении проекта бюджета в первом чтении, наши инвестиционные возможности на 2012 год минимальные. На будущий год планируется строительство только одного нового объекта – это  школа в с.Верх-Уймон. Продолжится строительство  школ в селах Улаган (со сдачей в 2012 году), Онгудай, Иня, ЦРБ в с.Майма, детского сада в селе Кызыл-Озек. Осозновая всю остроту проблемы с детскими дошкольными учреждениями, рабочая группа рекомендовала Правительству республики Резервный фонд в сумме 80,0 млн. рублей целевым назначением направить на строительство детских садов в городе, в селах Кызыл-Озек и Бельтир, а также для этого привлечь еще и бюджетный кредит.

Вопросы капитального ремонта объектов социальной сферы будут решаться в рамках программ по модернизации систем образования и здравоохранения.
Из 725 млн. рублей средств Республиканского дорожного фонда впервые 54,0 млн. направляются на строительство сельских дорог, 403,0 млн. рублей пойдут на текущий ремонт и содержание дорог. Оставшиеся средства пойдут на строительство мостовых переходов. Но мы рассчитываем на существенную поддержку Федерального дорожного фонда.

Бюджетная политика для Парламента республики всегда была ответом на ключевой вопрос: как обеспечить улучшение жизни каждого жителя, каждой семьи? Поэтому при всей актуальности решения многих вопросов, бюджет республики сохраняет свою социальную направленность. В структуре расходов на 2012 год почти 53% приходится на социальную сферу – образование, здравоохранение и социальную политику.

С 1 октября 2012 года будут индексированы заработная плата бюджетников, субсидии многодетным семьям, ветеранам труда и труженикам тыла, пособия на ребенка на 6% и на 9% повысятся стипендии. Кроме того, учитывается рост индекса цен на продукты питания, медикаменты, мягкий инвентарь на 5,5%, увеличиваются расходы на строительство жилья детям-сиротам. При этом впервые предусматриваются средства и на ремонт их жилья. В расходной части бюджета также закладываются 39,0 млн. рублей на летнее оздоровление  детей, 21,1 млн. рублей – на питание  детей в школах, 25,0 млн. рублей будут направлены на компенсацию родительской платы в детских садах. Но при всем этом, нам необходимо осознавать, что все социальные обязательства, взятые бюджетом, останутся неснижаемыми. Нельзя сказать пенсионеру, инвалиду или многодетной матери, что мы, ошиблись и вынуждены снизить размер субсидий или пособий.

Тем не менее, нам надо искать компромисс, может быть даже корректировать кое-какие обязательства, а их у нас уже около тридцати, и стремиться к максимальной адресности социальных выплат. Для этого мы считаем важным направлением в деятельности Парламента республики постоянный мониторинг законодательства и правоприменительной практики. Мы будем расширять эту деятельность – особенно по социально значимым законам.

Уважаемые коллеги, вопросы достижения устойчивых темпов экономического роста, проведения модернизации экономики, оказания адресной социальной поддержки граждан не могут быть решены без участия муниципальных образований. Но для этого им, как и региону, необходима прочная финансовая основа. Именно поэтому, одна их существенных особенностей федерального бюджета связана с совершенствованием межбюджетных отношений и децентрализацией полномочий.

Известно, что в настоящее время подготовлены и направлены для Президента страны предложения по децентрализации полномочий, в том числе  в налоговой системе и сфере межбюджетных отношений, между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Но главное не в том, как дальше перераспределять полномочия, а в том, что уже на переданные полномочия не хватает средств. Вот это и есть главная, ключевая проблема.

Решение по переводу полиции на финансирование из федеральной казны существенно разгружает республиканский бюджет. А передача вопросов оказания медицинской помощи населению в ведение государственной власти республики снимает финансовую нагрузку на местные бюджеты.
В бюджете республики на 2012 год объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований составляет 800,0 млн. рублей или в 7,6 раза превышает объем субсидий. Из 105 млн. рублей субсидий распределены пока 38%, оставшиеся ассигнования будут распределены по итогам конкурсных отборов.

При этом хочу подчеркнуть необходимость повышения значимости выравнивания бюджетной обеспеченности по сравнению с субсидированием и одновременно усилить ответственность за выполнение показателей оценки эффективности работы органов местного самоуправления. Для дополнительного стимулирования деятельности муниципалитетов по наращиванию местного налогового потенциала требуется активнее использовать механизм финансового поощрения при достижении наилучших результатов в сфере развития предпринимательства, привлечения инвестиций и, как следствие обеспечивающих увеличение доходов в бюджеты всех уровней.

Наряду с этим, требуется приступить к инвентаризации  установленных льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности. Речь идет, в первую очередь, о льготах по налогу на имущество и по земельному налогу. Возможная отмена таких льгот установленных федеральным законодательством позволит пополнить собственные налоговые доходы органов местного самоуправления, особенно городского округа, поскольку здесь сосредоточены все федеральные структуры.

Нам надо признать то, как бы  мы ни перераспределяли в последние годы полномочия, но желаемого эффекта не всегда получаем. Очевидно, нам надо все-таки подумать над законодательством, и найти такие приемлемые формы, которые позволили бы иметь более квалифицированный уровень муниципальных специалистов.

Безусловно, федеральное правительство приняло правильное решение по увеличению заработной платы учителям до среднего в экономике. Но для дотационных регионов, каковым является и наш субъект федерации, это очень серьезная нагрузка на бюджет. Наверное, было бы правильным, если федеральный бюджет возьмет на себя эти расходы.

В противном случае в нашей республике всегда будет стоять вопрос как развивать экономику? И без поддержки Федерального бюджета, нам очень сложно будет справиться с задачей по обеспечению детскими дошкольными учреждениями наших граждан. Наша республика такой поддержки заслуживает как никто, обеспечивая один из самых стабильных и динамичных показателей в стране по рождаемости.

Уважаемые коллеги, данный законопроект рассмотрен на всех комитетах и практически единогласно поддержан.