Уважаемые коллеги, приглашенные!
 

Сегодня мы подошли к завершающему этапу многомесячной работы всех уровней исполнительной и представительной ветвей власти над проектом  бюджета республики на 2013 год и на последующие два года.

Многие из присутствующих в этом зале принимали непосредственное участие в работе правительственных комиссий, в межведомственных комиссиях​ в рабочих группах комитетов Парламента и  на заседаниях  профильных комитетов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.

В ходе конструктивной работы удалось снять многие болевые точки, найти консенсус по проблемным вопросам. Так например, остро стояли вопросы по финансированию строительства инженерной инфраструктуры земельных участков, выделенных льготным категориям граждан (23 млн.рб.), градостроительной документации муниципалитетов (10 млн.рб.), по поддержке республиканской лизинговой компании (3 млн.рб.), по увеличению расходов на  развитие спорта, на поддержку охотничьего хозяйства, на приобретение автомашин скорой помощи и многое другое. Все эти вопросы удалось отрегулировать за счет внутренних перемещений без таблицы поправок.

Еще раз хочется заострить ваше внимание на основопологающих цифрах бюджета республики. Так, общие расходы республиканского бюджета составляют 10,5 млрд. рублей, из них более 8,0 млрд. рублей или 85% направляются на обеспечение первоочередных и социально значимых расходов. Как и в прежние годы,  бюджет республики является социально ориентированным.

Приоритетными остаются здравоохранение (1369 млн. рублей) и образование (3017 млн. рублей), всего на эти сферы запланированы 4 млрд. 386 млн. рублей. На финансирование более 30 направлений социальной защиты населения c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_sessions_24_gig.jpgбудут израсходованы более 1 млрд. 300 млн. рублей. На культуру и спорт – почти 255,0 млн. рублей. На реализацию майских указов Президента страны в бюджете республики предусматриваются 1 млрд. 113 млн. рублей, в том числе 623,0 млн. рублей – на повышение заработной платы работников бюджетной сферы.

Но на фоне всех наших, действительно и, безусловно, первоочередных социальных расходов, наша собственная налогооблагаемая база и доходы практически не растут вдогонку с нашими запросами на поддержку реального сектора экономики. При всей важности для жизни большинства населения, на поддержку аграрного сектора экономики направляются 397,0 млн. рублей, хотя и с приростом в 14%.

Еще сложнее обстоят дела по обеспечению софинансирования важных федеральных программ, как и»Социальное развитие села», софинансирование Тархатинской оросительной системы в Кош-Агачском районе, куда федеральный бюджет уже вложил 64,0 млн. руб., а мы пока не вложили ни рубля, хотя объект подлежит сдаче в эксплуатацию в 2014 году.

Однако при всей затратности и высокой себестоимости продукции сельского хозяйства, сельхозтоваропроизводители как и все, должны  вносить свою посильную лепту в местную казну для решения проблем села. Пока их вклад более чем скромный и составляет около 5,0 млн. рублей от налогоплательщиков применяющих режим единого сельхозналога.

Факт, что реальные доходы населения у нас растут, тому свидетельство доминирование в доходах как регионального так и местных бюджетов налогов на доходы физических лиц, но к сожалению это не показатель развития экономики. А резервы пополнения своих бюджетов за счет других видов налоговых доходов и сборов имеются, особенно у органов местного самоуправления.

Требуется наладить организационную работу и взаимодействие с налоговыми органами по учету и регистрации недвижимого имущества и земельных участков у  граждан. Сегодня большие земельные площади выпали из налогооблагаемой базы т.к. не зарегистрированы и не оформлены в собственности, в том числе, так называемые паевые земли.

Не до конца исчерпаны возможности пополнения бюджетов от использования как государственной так и муниципальной собственности, от продажи непрофильных активов. В этих вопросах все должно быть прозрачным и взвешенным.

В связи с выше сказанным, позвольте привести несколько цифр из таблицы, которая имеется у вас в раздаточных материалах. Как известно, основу собственных доходов местных бюджетов составляют два вида налогов — земельный и на имущество граждан. А как мы видим из официальных данных, в половине муниципальных районов за последние два года уровень собираемости земельного налога существенно упала. В том числе совсем непонятна ситуация в Кош-Агачском районе, где поступления этого вида налога сократилось почти в 10 раз.

Хорошо, что на последних сессиях райсоветов Усть-Канского и Онгудайского районов местные депутаты озаботились этой проблемой. Здесь нет вопросов  к городу, Майме, Турачаку, Чемалу, которые существенно улучшили администрирование данного налога. Надо отметить, что  повсеместно повысилась собираемость налога на имущество граждан, хотя и здесь резервы еще имеются.

В ходе нашей предварительной работы всех волновали наши возможности в капитальных вложениях. К сожалению, возможности нашего бюджета здесь  весьма скромны. На все строительство выделяется 474 млн. рублей, из них на 300,0 млн. рублей мы обязаны обеспечить софинансирование Особой экономической  зоны. Оставшиеся средства практически полностью направляются на  строящиеся объекты школ и больниц, в том числе на покрытие наработанных кредиторок. Особое обсуждение вызвали вопросы дорожной отрасли.

При всей сложности состояния региональных дорог, объем Республиканского дорожного фонда составляет 710,0 млн. рублей. Из них 157,0 млн. рублей  направляются на строительство моста в с.Тюгюрюк в Усть-Коксинском районе и на строительство моста и дороги на микрорайон «Северный» в с.Кызыл-Озек. Более 450,0 млн. рублей предусмотрено на ремонт дорожной сети, и все это составляет только 6% от наших потребностей по нормативам, из них 50,0 млн. рублей пойдут на ремонт муниципальных дорог, на которые требуются в десятки раз больше средств.

За последние годы существенные подвижки произошли в сокращении очередей в детские сады. Буквально на днях ввели детсад в с.Майма на 110 мест, надеемся достроить наконец детсады в селах  Кызыл-Озек и Бельтир, но острота проблемы, особенно в городе, сохраняется. На совещании из уст Председателя Правительства Российской Федерации  прозвучала задача,  чтобы разрешить эту проблему к 2016 году в целом по стране.

Планируется выделить на эти цели очень серьезные финансовые средства из федерального бюджета. Наша с вами задача своевременно подготовить проектно-сметные документации на строительство, на реконструкцию или ремонт детских садов, иметь ясную картину в каждом поселении и работать с федеральным центром. В этом  вопросе, в связи с передислокацией Акташского погранотряда в город, мы в проекте постановления сессии записали поручение нашему сенатору Р.Р.Сафину прорешать вопрос в федеральных органах власти по строительству школы и детсада, так как город уже сегодня не справляется с переполненностью школ и нехваткой мест в детских садах.  У города готовая проектно-сметная документация на эти объекты имеются.

Не менее остро, и опять же в городе, стоит вопрос по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Защиту прав на жилье таких детей остро ставит прокурор республики, на сегодня  в очереди стоят тысячи детей. Хотя анализ показывает, что только за последние 6 лет почти 700 детей обеспечены жилыми помещениями, но как видим от этого проблем не стало меньше, а наоборот очередь нарастает. Здесь простым увеличением бюджетных расходов проблему не решить. Значит  надо искать причины, особенно там, где при живых родителях дети становятся так называемыми «социальными сиротами», надо тщательно проанализировать все и наметить конкретные пути решения.

Но, уважаемые коллеги, несмотря на то, что наш бюджет остается высокодотационным, нам удалось не только сохранить объемы финансирования государственных социальных гарантий перед населением, но и немного их увеличить. Практически по всем направлениям обеспечивается рост от 8 до 14%. И самое главное нам удалось изыскать финансовые средства на реализацию указов Президента страны по повышению заработной платы работников нашей бюджетной сферы: учителям, воспитателям, врачам, культработникам и другим.

Бюджет республики принят всеми комитетами парламента, с пониманием, что за каждым нашим решением стоит большая ответственность перед нашими избирателями. Также считаю, что решение многих вопросов по финансированию первоочередных расходов нашего бюджета стали возможными благодаря конструктивной работе нашего Правительства и лично Главы республики с федеральным Центром.

Благодарю за внимание.