Уважаемые коллеги!
 

Позвольте и мне поздравить  вас  с победой на прошедших непростых выборах и пожелать плодотворной работы на новом поприще на благо своих избирателей! Ваш приход совпал с очередной жаркой порой в нашей  деятельности, по работе над главным финансовым документом — бюджетом Республики Алтай на следующий трехлетний период.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2013_postoyannyj_sovet_15.10.13_gig.jpg

Основным законом Республики Алтай, регламентирующим всю процедуру составления, внесения, рассмотрения и утверждения закона  о бюджете республики является Закон «О бюджетном процессе в Республике Алтай».

В соответствии с требованиями данного закона, Главой Республики Алтай, Председателем Правительства РА проект закона о бюджете будет внесен в Парламент республики сегодня до 24 часов, т.е. точно в срок установленный законом.

Также в соответствии ст. 10 вышеуказанного  закона представляется весь перечень документов и материалов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета. В пределах установленного законом срока, т.е. 17 октября мы проведем заседание Комитета по бюджету и налоговой политике, на котором примем решение о  принятии представленного законопроекта к рассмотрению Государственным Собранием–Эл Курултай Республики Алтай.

Далее предстоит конкретная работа в рабочих группах, в профильных комитетах, в КСП РА по рассмотрению основных параметров республиканского бюджета, то есть его доходная и расходная части, а также объем  дефицита.

В представленном законопроекте доходная часть бюджета республики составляет 11,7 млрд. рублей, а расходная часть планируется  с дефицитом в 16,0 млн. рублей или 0,66% от собственных доходов. Но это пока предварительные параметры. Нам всем предстоит проанализировать эти цифры и правильно расставить приоритеты. Провести бюджетный процесс так, чтобы все без исключения ведомства и муниципалитеты остались полностью довольны, не получалось, пожалуй, никогда. Еще сложнее совместить интересы всех, когда   приходиться работать в рамках жесткого режима экономии бюджетных средств.

Собственные доходы бюджета от налоговых и неналоговых поступлений планируется в объеме 2 млрд.561,0 млн. рублей или на 224,0 млн. руб. больше плановых объемов на 2013 год.

Основным направлением бюджетной политики на последующие три года по- прежнему является ее социальная направленность. Первоочередными расходами бюджета остаются оплата коммунальных услуг бюджетными учреждениями, обеспечение питанием и медикаментами. Актуальным остается решение задач, связанных с обеспечением повышения оплаты труда отдельным категориям бюджетной сферы, особенно работникам детских дошкольных учреждений до уровня оплаты труда  учителей в регионе и работникам культуры.

Конечно же, и дальше будет реализоваться Указ Президента по повышению заработной платы учителям, социальным работникам,  врачам, среднему медицинскому персоналу.

Повышение заработной платы не будет означать уравниловку, а будет обеспечиваться переходом к так называемому «эффективному контракту» с работниками госучреждений, который должен четко определять условия оплаты труда в зависимости от производительности и качества труда каждого работника. При этом постановлением Правительства РА от 2 апреля 2013 г. установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей госучреждений и основного персонала в кратности от 1 до 5. Конкретный уровень этого соотношения будет устанавливаться исполнительным органом власти, в ведении которого находиться то или иное госучреждение.

В обеспечении дальнейшего социально-экономического развития региона в целом и муниципальных образований наши собственные возможности весьма ограничены.  Одной из самых острых проблем остается состояние наших сельских дорог. В 2014 году во всех муниципальных образованиях будут созданы муниципальные Дорожные фонды, определены источники их формирования, в том числе за счет отчислений от федеральных акцизов на нефтепродукты. Возможно, их объем будет не таким, как хотелось бы нам, но главное в том, что будет дан старт в решении этой нашей самой злободневной проблемы.

В республике на 2014-2016 годы будут реализовываться 12 государственных программ  на общую сумму более 10,0 млрд.рублей, то есть   почти весь бюджет будет расходоваться программно-целевым инструментом, ориентированного на достижение конкретных целей.
Основополагающим этапом программно-целевого планирования станет так называемая система целепологания, необходимая для повышения эффективности управления деятельностью исполнительных органов государственной и муниципальной  власти, концентрации общенациональных целей и определения способов их достижения в рамках полномочий РА, развития социально-экономической сферы республики.

Система целепологания повышает обоснованность принимаемых решений и дает возможность всесторонне оценить их последствия. Применение системы целепологания способно сыграть важную роль в повышении сбалансированности и качества бюджетной политики в целом. Утверждена концепция, на основе которой будет осуществляться коррекция государственных программ в части конкретизации программ, также основных мероприятий с учетом бюджетных возможностей республики и размера финансовой помощи из федерального бюджета

В целом предстоит достаточно сложный период работы, исполнение бюджета будет осуществляться в сложных, напряженных условиях. Поэтому повторюсь еще раз о важности взвешенного подхода к расстановке приоритетов и выборе разумного баланса между бюджетом развития и выполнением социальных обязательств перед гражданами. Хотя очень сложно сегодня вести речь о бюджете развития. Но всем надо постараться изыскать возможности хотя бы сохранить достигнутые объемы по господдержке нашего аграрного сектора.

В  инфраструктуре социальной сферы актуальным остается ликвидация очередей в детские дошкольные учреждения к началу 2016 года, в соответствии поставленной Президентом задачей. Для этого нужно использовать любые возможности, в том числе в школах, у нас даже в церквях открываются группы для дошколят. Мы все с большой надеждой  ждем перемен в распределении полномочий между уровнями власти и достаточного уровня финансирования переданных полномочий.

К вашему сведению, коллеги, проект республиканского бюджета на 2014-2016 годы будет размещен на сайте Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, открывайте его, изучайте, и как субъекты права законодательной инициативы вносите свои  предложения и поправки при подготовке проекта бюджета на предмет второго чтения, в соответствии с нормами Закона Республики Алтай «О бюджетном процессе в Республике Алтай».

Бюджет в первом чтении будет рассмотрен  Парламентом РА 8 ноября, а потом через месяц мы планируем принять его в целом,  чтобы муниципальные образования  смогли принять свои бюджеты до начала следующего финансового периода.

Спасибо за внимание.