Уважаемые участники круглого стола!
 

c_200_250_16777215_00_images_stories_2015_deputaty_romkrstol.jpgРоссийская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире. В России проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 239 языках и диалектах. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, сыгравшие историческую роль в формировании российской государственности.

Многообразие национального, религиозного и языкового состава населения, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета государством интересов всех народов, проживающих в России, высокая степень участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, неизбежно и закономерно оказывают влияние на все сферы жизни общества и государства.

Российская Федерация состоит из шести видов субъектов, три из них образованы по национальному признаку: это республики (22), автономная область (1), автономные округа (4).

Основы национальной политики Российской Федерации заложены в Конституции, где говорится о том, что многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране.
Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации отнесено Конституцией к одной из основ федеративного устройства России.

В Конституции также закреплены положения о том, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В настоящее время и на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации особое внимание уделяется формированию качественной нормативной правовой базы, регулирующей весь пласт межнациональных отношений.

Концепция государственной национальной политики, утвержденная Указом Президента РФ от 15.06.1996г. №909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» была пересмотрена с учетом современных тенденций развития России и 19 декабря 2012 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия» был принят Указ Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики до 2025 года» №1666.

Утвержденная Президентом РФ «Стратегия государственной национальной политики...» определяет систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики, а также содержит анализ состояния межэтнических отношений в России и определяет основные управленческие, правовые, социально-экономические и культурно-образовательные механизмы по их развитию и укреплению.
Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами.

Основными вопросами национальной политики, требующими особого внимания властей, по-прежнему являются 4 позиции. Это – сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

Приоритетными направлениями являются совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо также развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др.

В соответствии с этим Указом Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов и муниципалитетам рекомендовано руководствоваться положениями данной стратегии при осуществлении своей деятельности. Настоящая Стратегия входит в систему документов государственного стратегического планирования.        

Также на федеральном уровне основными нормативными правовыми актами, регулирующими сферу межнациональных отношений являются:

  • Федеральный закон от 17.06.1996г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; (Данный закон регулирует культурную сферу, затрагивает вопросы языка и сохранения самобытности этносов, в нем впервые определены правовые основы создания и функционирования национально-культурных автономий на территории России. В законе подробно регламентированы функции НКА, преимущественно относящиеся к общественной и культурной сферам.);
  • Закон РФ от 25.10.1991г. №1807-I «О языках народов Российской Федерации» (Закон охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию. В качестве государственного языка в законе называется русский язык при возможности использования двух государственных языков на территориях республик. Также закон допускает использование родного языка в местах компактного проживания народов без образования территориальных объединений, гарантирует равноправие языков);
  • Федеральный закон от 30.04.1999г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (Закон устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов);
  • Федеральный закон от 20.07.2000г. №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (Закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления);
  • Федеральный закон от 07.05.2001г. №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (Закон устанавливает правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни).

Кроме того, рядом отраслевых федеральных нормативных правовых актов регулируются специальные права коренных малочисленных народов Российской Федерации. В частности отдельные специальные права коренных малочисленных народов в сфере природопользования закреплены в Лесном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 20.12.2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в Федеральном законе от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире», Федеральном законе от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов».

Также к актам в той или иной мере затрагивающим регулирование межнациональных отношений относятся:

  • Федеральный закон от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.05.1999г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 30.06.1996г. №803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
  • Указ Президента РФ от 07.05.2012г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
  • Постановление Правительства РФ от 20.08.2013г. №718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)»

Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2015г. №168 было образовано Федеральное агентство по делам национальностей. Агентству были переданы функции Министерства культуры Российской Федерации по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям, по обеспечению эффективного использования субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями средств государственной поддержки, предусмотренных на этнокультурное развитие народов Российской Федерации, а также иные функции в указанной сфере деятельности. А также функции Министерства юстиции Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере взаимодействия с казачьими обществами.

Республика Алтай – один из  субъектов Российской Федерации, который отличается своей устойчивой, стабильной общественно-политической ситуацией. В республике по результатам последней переписи населения 2010 года зарегистрированы представители 91 национальностей, в том числе: 55,68%  русских, 33,38% - алтайцев, 6,07% - казахов.

Конституция Республики Алтай так же, как и Конституция Российской Федерации провозглашает принцип равноправия народов, населяющих республику одной из незыблемых основ её конституционного строя и деятельности (статья 2).
В соответствии с Конституцией Республика Алтай гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 13), а также гарантирует и обеспечивает защиту исконной среды обитания и традиционного самобытного уклада жизни и хозяйствования коренного народа и малочисленных этнических общностей в местах их компактного проживания в соответствии с федеральными и республиканскими законами, принципами и нормами международного права (статья 24).

Кроме того, согласно Конституции Республика Алтай принимает меры по сохранению и развитию культуры, науки, духовных ценностей, историко-культурного наследия, самобытности традиций, обычаев всех народов, населяющих республику (статья 50).
В настоящее время в Республике Алтай действуют следующие законы, регулирующие отдельные области межнациональных отношений:

  • Закон Республики Алтай от 03.03.1993г. №9-6 «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай» (Закон устанавливает основные принципы языковой политики в Республике Алтай, правовое положение языков на территории Республики Алтай, регулирует использование языков в органах государственной власти и управления, в работе государственных органов, предприятий, учреждений и других сферах);
  • Закон Республики Алтай от 06.10.2009г. №48-РЗ «О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов в Республике Алтай»;
  • Закон Республики Алтай от 25.06.2014г. №53-РЗ «О культуре в Республике Алтай» (законом установлены общие принципы государственной поддержки и сохранения культуры и языков народов республики);

Также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики…» Правительством Республики Алтай издано Распоряжение Алтай от 01.11.2013г. №712-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Республике Алтай».

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовая база Республики Алтай, посвященная вопросам межнациональных отношений в настоящее время активно формируется.
В последние годы в Республике Алтай созданы структуры, призванные обеспечить реализацию государственной национальной политики в Республике Алтай и создание качественной нормативной базы в этой области общественных отношений.

  • В целях дальнейшего улучшения межнациональной и межконфессиональной обстановки в регионе,  Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 17.08.2012г. №195-у создан Совет при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай по межнациональным отношениям. В состав Совета вошли все заинтересованные лица, в том числе лидеры национальных организаций,  руководители силовых структур, министерств и ведомств Республики Алтай.
  • Также в целях повышения уровня взаимодействия субъектов противодействия экстремистской деятельности, повышения эффективности системы профилактических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка, координации деятельности органов исполнительной власти, участвующих в противодействии экстремизму, а также организационно-методического руководства этой деятельностью на территории Республики Алтай, Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 28.04.2012г. №105-у «О создании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Республике Алтай» образована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Республике Алтай, утверждено Положение и ее состав.
  • Постановлением Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай от 18.11.2014г. №4-42 «О Положении о комитетах Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай» был создан Комитет по законодательству и национальной политике. К ведению Комитета отнесены вопросы реализации государственной национальной политики на территории Республики Алтай, участия в проведении единой политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, разработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в области национальной политики.
  • Указом главы Республики Алтай от 30.10.2014г. №294-у «О внесении изменений в Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 22.10.2014г. №272-у» создан Комитет по информационной политике, межнациональным отношениям и связям с общественностью Республики Алтай, одной из основных задач которого является обеспечение реализации государственной политики в установленной сфере деятельности на территории Республики Алтай, обеспечивающей необходимые условия для укрепления гражданского единства, сохранения этнокультурной самобытности народов, сочетания государственных интересов и интересов народов, развития их национальных языков и культур.
  • Указом Главы Республики Алтай от 25.04.2015г. №131-у «О назначении Е.В.Танзыкова» Танзыков Евгений Витальевич был назначен советником Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, Уполномоченным по правам коренных малочисленных народов в Республике Алтай.

Проведенная органами государственной власти нашей республики работа в сфере межнациональных отношений позволяет для реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации перейти к принятию республиканской целевой программы.

Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России – стратегическая задача современного общества и государства. И в связи с этим правовое регулирование межнациональных отношений требует особого подхода и взвешенных решений, а главным принципом здесь должен выступать древний принцип врачевания «не навреди».
Тем более это нужно сейчас, когда внешние силы будут стремиться посеять в России ростки «цветных революций».

Для государственной безопасности России главная угроза со стороны межнациональных отношений заключается в нарастании национализма и переходе из состояния содружества и сотрудничества разных народов и народностей, населяющих Россию, в состояние нетерпимости и вражды, развитии сепаратизма и возникновении опасности раскола страны по национальному принципу. Для общества опасность состоит в том, что ставится под сомнение и подменяется его цивилизационная сущность, нарушается социальная стабильность. Для безопасности личности при неотрегулированных национальных отношениях может возникнуть угроза правам и свободам гражданина, его здоровью и даже самой жизни.

Другими словами, в конфликтном состоянии межнациональных отношений заключен деструктивный потенциал, угрожающий всем уровням национальной безопасности - государственному, общественному, индивидуальному.

Как известно, неделю назад (19 мая 2015 года) Президент РФ В.В.Путин провел совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку. Там было уделено большое внимание проблемам языков народов РФ.
В Республике Алтай  одной из проблем в этой сфере является нормализация  географических названий, в том числе и населённых пунктов, имеющих первоначальное  название на алтайском языке. Существуют определённые трудности передачи алтайских названий на русском языке, особенно тех, в которых используются звуки, не имеющие буквенного обозначения в русском языке.

До последнего времени при определении названия населённых пунктов в Республике Алтай ориентировались на «Инструкцию по русской передаче названий Горно-Алтайской автономной области» (ГУГК, М., 1977г.). В соответствии с федеральным законом «О наименовании географических объектов» от 18.12.1997г. №152-ФЗ «нормализация наименования географического объекта - определение написания наименования географического объекта на государственном языке Российской Федерации и наряду с государственным языком Российской Федерации на других языках народов Российской Федерации в соответствии с правилами русской орфографии и орфографии других языков народов Российской Федерации и в соответствии с традициями употребления наименований географических объектов на указанных языках».

В данном случае используют также Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956  году.

Существующие названия используются в нормативных правовых актах органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, на географических картах, в средствах массовой информации и т.п.
Например, в титрах ГТРК «Горный Алтай», когда передача ведётся на русском языке, используются русские наименования населённых пунктов, соответственно на алтайском языке – используется алтайское правописание. Надо отметить, что в нарушение русского наименования села Турочак, ГТРК «Горный Алтай» это наименование как на алтайском, так и на русском языке пишет «Турачак».

В настоящее время на федеральном уровне вопросами наименований географических объектов ведает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Данная служба и проводит нормализацию предложенного субъектами РФ наименования географического объекта на русском языке. Правильное написание на русском языке названий муниципальных образований в Республике Алтай содержится в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований, том 7 «Сибирский федеральный округ».

В соответствии с Федеральным законом «О наименовании географических объектов» нормализация наименований географических объектов на других языках народов Российской Федерации (кроме русского) осуществляется в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на указанных языках. Поэтому необходимо разработать данные Правила для алтайских наименований географических объектов.

К сожалению, Инструкция по русской передаче географических названий в Республике Алтай, утверждённая распоряжением Правительства Республики Алтай от 16.10.2013г. №664-р вступает в  противоречие с федеральным  законодательством. У субъектов Российской Федерации действующим законодательством таких полномочий не предусмотрено. Подобная Инструкция может быть принята Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. В настоящее время, чтобы не вносить сумятицу данную Инструкцию следует признать утратившей силу.

Уважаемые участники круглого стола! Мы уверены, что сегодняшние ваши выступления и предложения лягут в основу долгосрочной перспективы устойчивого развития межнациональных отношений.