Печать

c_390_250_16777215_00_images_stories_2017_deputaty_manpr.JPGУважаемые участники круглого стола! Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления приобретает все более серьёзные масштабы: на сегодняшний день отходы являются одной из ключевых экологических проблем.

В Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года констатируется, что в России ежегодно образуется примерно 4 млрд. тонн отходов.  Они размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу из оборота сельскохозяйственных земель. Около 15 тысяч санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн. гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300-400 тыс. гектаров.  Увеличивается количество отходов не вовлекающихся во вторичный хозяйственный оборот.

Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Николай Патрушев в своём выступлении на выездном совещании в Барнауле в сентябре этого года отметил, что на территории Сибирского федерального округа выявлено более четырёх тысяч несанкционированных свалок общей площадью 10 тысяч гектаров, это приводит к существенному загрязнению окружающей среды и криминализации сферы обращения с отходами. В условиях полного отсутствия в Округе мусороперерабатывающих комплексов повсеместно в местах размещения отходов отмечается загрязнение окружающей среды. В целом по СФО только в 2017 году зарегистрировано более 4,2 тысячи экологических преступлений, размер причинённого материального ущерба по которым составил более 12 миллиардов рублей. Ежегодно образуются сотни   тысяч тонн отходов потребления, в хозяйственный оборот вовлекается не более 15% отходов.

В Республике Алтай ежегодно образуется свыше 400 тыс. тонн отходов. Обустройство большинства объектов размещения отходов не соответствует действующим санитарным нормам и правилам содержания полигонов для твердых бытовых отходов. Всего в Республике Алтай имеется лишь 6 объектов размещения отходов производства и потребления, которые включены в Государственный реестр объектов размещения отходов (передача отходов на остальные объекты является незаконной).

Проблемы безопасного обращения с отходами актуальны для всех российских регионов. На федеральном уровне принята Комплексная стратегия обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами, в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» Федеральным законом № 458-ФЗ внесены изменения, устанавливающие новую систему управления отходами. Субъектам Российской Федерации передаются основные полномочия по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов. Считается, что это будет способствовать эффективному решению вопросов утилизации твёрдых коммунальных отходов на региональном уровне.
Появился новый вид коммунальной услуги - обращение с твёрдыми коммунальными отходами. Нововведение делает услугу прозрачной, позволяет решить вопрос с организацией вывоза отходов из частного жилого сектора, что должно привести к снижению образования несанкционированных свалок.
Вовлечению отходов в оборот будут способствовать предусмотренные законом для регионов территориальные схемы. Схемы включают в себя всю цепочку данных об отходах: источнике их образования; количестве с разбивкой по видам и классам опасности, местах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Кроме того, власти регионов России должны будут разработать и внедрить систему сбора ртутьсодержащих отходов и батареек.
Следующим шагом предусматривается усиление контроля над исполнением предусмотренных схемами размещения отходов действиями региональных властей, региональных операторов. Главную роль в этом должен сыграть Росприроднадзор.
В работе по внедрению в России новой системы обращения с отходами принимают участие все заинтересованные министерства и ведомства.
Эта тема широко обсуждается на федеральном и региональном уровнях, подключаются независимые эксперты, общественные организации.

Эксперты Народного Фронта, выполняя поручение Президента России, провели анализ принятых в регионах нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по сбору и переработке твёрдых коммунальных отходов. В результате анализа было установлено, что большинство субъектов Российской Федерации не смогли выполнить данную работу в полном объёме.
Они не выявили ни одной территориальной схемы, которую можно было бы использовать в качестве положительного примера. Практически все территориальные схемы нуждаются в серьёзной доработке и, следовательно, в пересмотре. Подобная практика грозит резким и необоснованным ростом тарифов для населения. Утверждение территориальных схем и выборы региональных операторов проходят без должного общественного контроля, несмотря на поручение Президента.
Ряд аналитиков отмечает, что единый подход к сбору информации для разработки региональных территориальных схем не сформулирован. Соответственно, территориальные схемы не могут быть сопоставимы — как по структуре, так и по набору данных, которые в них представлены. Ни одна территориальная схема не содержит точных данных о количестве компаний, специализирующихся на различных этапах обращения с отходами: сбор, транспортировка, обработка, утилизация, и о действующих перерабатывающих мощностях. В связи с этим, невозможно оценить мощности по утилизации в масштабе страны, следовательно, корректно спрогнозировать их развитие также затруднительно.
Несмотря на трудности при реализации Федерального закона № 458-ФЗ, органы власти отмечают, что до конца года на новую систему обращения с отходами перейдут 27 регионов РФ.

Если говорить о том, что следует предпринять в нашей республике, то
задачи стоят более чем конкретные: это сокращение отходов через уменьшение потребления, через применение новых безотходных или ресурсосберегающих технологий производства, вовлечение в процессы сбора и переработки отходов большего числа предпринимателей, повышение прибыльности данного бизнеса, привлечение к решению проблемы населения через экологическое просвещение, через возможность сортировать выбрасываемый мусор, это первый шаг к раздельному сбору отходов, к повышению прибыльности услуг в данной сфере.
Механизмы сбора, размещения и переработки отходов должны основываться на экономической выгоде, быть удобны населению,  организациям и предпринимателям. У нас действует завод по переработке твердых бытовых отходов в с. Майма, но там принимают не все виды отходов, он должен быть универсальным, комплексным. Надо стремиться к утилизации всех видов отходов. Также услуги на заводе и в иных объектах размещения отходов должны быть легкодоступны населению, упростив сдачу мусора, мы добьемся уменьшения несанкционированных свалок.

Становится очевидным, что нужна отдельная программа в области обращения с отходами, в ней должны быть четко прописаны исполнимые цели и задачи в соответствии с выделяемыми финансовыми ресурсами. С другой стороны, цели и показатели программы не могут быть выхолощенными или не значимыми. Должны присутствовать целевые показатели по утилизации отходов и созданию объектов по обращению с отходами, а также меры, стимулирующие организации и предпринимателей осуществлять уменьшение образования отходов, их раздельный сбор, рациональное использование, обезвреживание, переработку, размещение и уничтожение с применением ресурсосберегающих и безопасных для окружающей среды и здоровья человека методов и технологий.

На законодательном уровне необходимо разрешить вопросы распределения полномочий по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Республиканский закон должен определить степень участия муниципальных образований в данной сфере, заложить основы взаимовыгодного сотрудничества муниципалитетов с исполнительными органами власти.
Необходимо обеспечить повышение информированности жителей республики по вопросам раздельного сбора отходов с помощью средств массовой информации, через социальную рекламу и просветительские акции. Также постоянно нужно проводить разъяснительную работу о мерах, принимаемых в Республике Алтай по реализации приоритетов государственной политики в сфере обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, о существующей системе раздельного сбора ТКО в регионе и о его преимуществе.

Спасибо за внимание.

Просмотров: 427