Печать

 c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_deputaty_nmalch04.JPG25 лет назад 2 марта 1993 года был принят Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Горный Алтай» за № 309 в целях оказания государственной помощи Республике Горный Алтай - ныне Республике Алтай. Это второй документ государственной важности, после Указа Елизаветы Петровны о принятии алтайских кочевников в состав Российской империи, касающийся Горного Алтая и его жителей,  подписанный главой государства. Своим  мнением о значимости для развития экономики, социальной сферы региона  принятия данного документа делится депутат Республики Алтай  Николай Малчинов.

Прежде чем увидеть свет

- В разговоре процесс  подписания и принятия Указа Президента Российской Федерации кажется простым делом, хотя на практике это достаточно сложный бюрократический процесс.  Чтобы было понятнее читателям, особенно молодым,  как участник тех событий попробую описать хотя бы вкратце, какой путь приходится преодолеть документу до его выхода в свет.
Первым делом Правительству, Парламенту, руководству соответствующих отраслей следует провести подробный анализ ситуации в тех отраслях и сферах, чтобы выявить проблемные вопросы, которые необходимо включить в проект готовящегося документа. На  их основе готовится проект указа, включающий проблемные для республики вопросы, поручения федеральным органам исполнительной и законодательной власти, а также пояснительную записку, финансово-экономическое, техническое и другие обоснования, проектно-сметное обеспечение каждого объекта.
К тому же  весь комплекс вопросов обговаривают, согласовывают с председателем Правительства Российской Федерации, курирующими заместителями председателя, министерствами, госкомитетами, ведомствами Правительства России. Полученная поддержка является гарантией быстрейшего согласования.
Особо стоит сказать о поддержке со стороны Президента РФ,  попасть на прием к которому практически очень сложно, не говоря уже о необходимости  доказать ему важность принятия документа в виде поручения Правительству РФ, министрам о подготовке проекта указа. Да и встреча «за круглым столом» с Главой государства  не является абсолютной гарантией принятия ожидаемого документа. В  процессе согласования его могут «зарубить» и не согласовать. И тогда начинается мучительно - долгий этап согласования проекта Указа с федеральными министерствами, госкомитетами и ведомствами.
Согласование не единичный процесс, а многоразовый, приходится иногда пройти по нескольку раз в одно и то же министерство по одному и тому же
вопросу. Только  получив согласие и подписи руководителей министерств, ведомств,  включенных в проект указа, председателя Правительства России и сдав документ в администрацию Президента Российской Федерации можно быть уверенным, что он будет подписан.
В этом плане стоит отметить, что,  несмотря на продолжающийся на тот момент  глубокий финансово-экономический и другие кризисы  в стране в конце XX века, руководителю республики Валерию Ивановичу Чаптынову  вместе с председателем Правительства Республики Алтай Владимиром Ивановичем  Петровым удалось убедить Правительство и Президента Российской Федерации о необходимости оказания государственной помощи республике.
                   
Задачи поставлены


Указом был сохранен за территорией Республики Алтай статус эколого-экономической зоны "Горный Алтай", а также  были приняты предложения Правительства и Верховного Совета Республики Алтай о введении с 1 января 1993 года на территории Республики Алтай районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4.
Наряду с вопросом о районном коэффициенте  получили поддержку предложения Правительства Республики Алтай предусматривающие развитие на территории Республики Алтай энергетической базы с использованием гидроресурсов и твердого топлива; отраслей по переработке и хранению сырья и продукции агропромышленного и лесного комплексов; развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых и создание мощностей по их переработке; укрепление материально-технической базы учреждений культуры, полиграфии, книгоиздательского дела и телерадиовещания, сохранение памятников археологии; развитие международного туризма, альпинизма и спорта.
Указ также предусматривал  проведение на территории Республики Алтай научных исследований, связанных с установлением степени влияния многолетних ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на медико-демографическую обстановку региона и принятие неотложных мер по оздоровлению населения и социально-экономическому развитию населенных пунктов Республики Алтай, расположенных в зоне неблагоприятного воздействия  ядерных испытаний открытие в 1993 году Горно-Алтайского государственного университета на базе Горно-Алтайского государственного педагогического института;
Органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Республики Алтай было поручено:
- обеспечить устойчивое снабжение Республики Алтай электроэнергией в объемах, необходимых для развития ее народно-хозяйственного комплекса и для перевода на электрическое отопление школ, больниц и детских дошкольных учреждений, расположенных в Кош-Агачском и Улаганском районах, приравненных к местностям Крайнего Севера;
- рассмотрение вопроса о целесообразности реконструкции (расширения) аэропортов в городе Горно-Алтайске, селах Кош-Агач и Усть-Кокса с учетом их возможного использования в перспективе для международных полетов;
- о предоставлении в г. Москве здания общей площадью до 1 тыс. кв. метров для размещения Постоянного представительства Республики Алтай при Президенте Российской Федерации и о передаче его в собственность Республики Алтай.

Несмотря на кризис, галопирующую инфляцию и дефолт

Практическое выполнение Указа Президента Российской Федерации совпало со смутными 90-ми годами, развалом СССР, сопровождающиеся глубоким политическим, финансово-экономическим и  другими кризисами, галопирующей инфляцией и наконец, дефолтом.
Сегодня, спустя 25 лет, хочется получить ответ на вопрос: как же практически был реализован Указ главы государства?
Стоит сразу отметить, что, несмотря на  тяжелые финансово-экономические, нестабильные политические условия в стране, было сделано немало.
Так, в 1993 году были приняты несколько постановлений Правительства Российской Федерации. В том числе в отношении введения районного коэффициента 1,4(40%) к заработной плате от 29.05.1993г. №. Таким образом    с 1 января 1993 года жители республики этим благом пользуются более 25 лет. И об этом мы не должны забывать.
Была практически утверждена долгосрочная комплексная программа развития Республики Алтай на перспективу (Постановление Правительства РФ от 09.09.1993 г. № 901). До сегодняшнего дня продолжаются работы по выполнению этого перспективного плана.
В эти же годы было принято и успешно реализовано постановление Правительства России от 25.11.1994 года № 1288 «О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай». Цель принятия постановления -  оказание государственной поддержки развитию экономики и социальной сферы названных районов, приравненных к местностям Крайнего Севера.
Еще одним  постановлением Правительством РФ от 31.12.1995г. № 1307 утверждена Федеральная целевая программа по оказанию медицинской, социальной помощи населению и нормализации санитарно-гигиенического состояния населенных пунктов Республики Алтай, подвергшихся радиационному воздействию в результате испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, на 1996-1997 годы и на период до 2000 года. Она успешно реализована, региону оказана значительная помощь.
Во исполнение и практической реализации настоящего указа и принятых постановлений Правительства Российской Федерации были приняты постановления Правительства и Верховного Совета Республики Алтай, которые позволили в 1993 году на базе местного пединститута открыть Горно-Алтайский государственный университет.  Продолжил свою успешную деятельность эколого-экономический регион "Горный Алтай" (ЭЭР). Участники эколого-экономического региона платили налоги, которые увеличились, к примеру, только в Дорожный фонд c 18 млн. руб. до более чем 100 млн. рублей. Продуманная  технология (схема) пополнения республиканского дорожного фонда  за счет поступающих средств позволила реконструировать и заасфальтировать дороги «Усть-Сема - Чемал», «Чоя – Артыбаш», которые дали всплеск развитию туризма в Республике Алтай. Кроме того, за счет средств ЭЭР решались ставшие хроническими  острые социальные проблемы: выплаты зарплаты учителям, медикам, приобретение продуктов питания, медикаментов, одежды и других социально значимых товаров.

Была завершено государственная электрификация основных населенных пунктов Улаганского района. Подготовлены проектно-сметная документация с проведением экспертизы на реконструкцию Национального драматического театра и аэропорта в г. Горно-Алтайске. Объекты были полностью согласованы с федеральными министерствами, государственными комитетами (такие структуры были до создания Агентств), ведомствами, курирующими заместителями Правительства России не только проекты, но и источники, объемы финансирования и годы исполнения. Поэтому-то эти объекты по истечении 10 и более лет были без проблем профинансированы. Соглашусь, что  реконструкция театра длилась очень долго, были ошибки в проектировании, в процессе строительных работ. Но  оптимальное техническое решение было найдено, решены вопросы финансового обеспечения реконструкции театра и объект был сдан в эксплуатацию. Точно такая же проблема была с аэропортом в г. Горно-Алтайске.
                    
В силу непреодолимых  обстоятельств


За прошедший период не все объемы работ удалось реализовать. Часть запланированных объектов были построены, реконструированы позже, большинство из которых реализованы к настоящему времени. К примеру, в 2009 году было арендовано здание в столице России для размещения Постоянного представительства Республики Алтай в г. Москва и  только в 2017 году оно передано в собственность Республики Алтай. Считаю, что основанием для положительного решения этого вопроса послужил подписанный более 20 лет назад настоящий указ.
К большому сожалению, в силу непреодолимых финансово-бюджетных, политико-экономических, денежно-кредитных, технических и других обстоятельств независящих от республики остались невыполненными некоторые пункты Указа. В их числе строительство Катунской ГЭС и Талды-Тюргунского угольного разреза; строительство мощностей по переработке и хранению сырья и продукции агропромышленного и лесного комплексов; перевод на электроотопление школ, больниц и детских садов Кош-Агачского и Улаганского районов; реконструкция и возобновление работ аэропортов в селах Кош-Агач и Усть-Кокса.
Справедливости ради хочу подчеркнуть, что  работу по подготовке и согласованию проекта Указа главы государства координировали Государственный комитет Республики Алтай  - председатель  Александр Николаевич Алчубаев, его заместитель  Григорий Барзынович Чекурашев, в Москве Александр Поликарпович Манзыров – заместитель председателя Правительства Республики Алтай, постоянный представитель Республики Алтай при Президенте Российской Федерации.
Указ помог сохранить молодую республику в самые тяжелые годы ее становления и заложить основу для будущего развития.

 

 

Просмотров: 409