c_390_250_16777215_00_images_stories_2019_meroprijtia_obshpchoya05_terch1.jpgУважаемые участники заседания!

Как представитель Парламента хотел бы в самом начале своего выступления, обратить внимание присутствующих на тот факт, что депутатский корпус республики постоянно держит в поле зрения ситуацию в Чойском районе, которая касается, прежде всего, социально-экономического развития муниципального образования, как, впрочем, и всей республики, в целом.

В этой связи, особое место в своей деятельности Парламент отводит вопросам совершенствования сбора налогов, как источника благосостояния региона, в целом, и каждого района, в отдельности, обращая самое пристальное внимание на проблемы реализации государственных программ, которые нацелены, в первую очередь, на увеличение доходной части республиканского бюджета. Стало хорошим правилом ежегодно проводить рабочие совещания с такой повесткой дня с приглашением руководства районов.

Зачем мы это делаем? А чтобы разбудить, если угодно, тот дух соревновательности между муниципальными образованиями, который имел очень большое значение в советской экономике, поскольку приносил очень заметные результаты.

Так вот,  проведенное в ноябре 2017 года совещание с повесткой дня: «О формировании доходов муниципального образования «Чойский район» и путях их увеличения» показало, что район, по этому показателю, занял в негласном соревновании 9-е место из 11-ти рассматриваемых субъектов. Показатель-более, чем скромный, сами понимаете.

Но, на тот момент, присутствующие члены рабочей группы приняли во внимание, что такое снижение собственных доходов имеет объективные причины, поскольку наблюдался резкий спад производства на руднике  «Весёлый», стала давать сбои и лесная отрасль. Крайне отрицательно повлияло многолетнее отсутствие лесоустройства, одного из основополагающих нормативно-технических документов для ведения лесного хозяйства, куда включается текущее и перспективное планирование. А его приняли в 2000 году, и сейчас оно просто устарело.

Именно поэтому вопрос-где заготавливать древесину-оставался открытым. Я уже не говорю о лесной инфраструктуре, а также налаживании глубокой переработки леса внутри района, которая может, по опыту других регионов, давать серьезные налоговые поступления и влиять, коренным образом, на благосостояние работников, занятых в этом бизнесе.

Кстати, состоявшийся в Парламенте республики в ноябре 2017 года разговор о повышении налоговой базы Чойского района не прошел даром. Предпринимаемые сегодняшним руководством района шаги по стабилизации социально-экономической ситуации уже дают положительный эффект.

По результатам  2018 года Чойский район по темпу роста  налоговых и неналоговых доходов оказался уже на 4-м месте, переместившись с 9-го! Темп роста составил почти 120%. Если в 2017 году поступления насчитывали порядка 65млн.руб., то на 1 января 2019 года они составили уже 78млн.руб.

Как положительный момент, не могу не отметить, что руководству Чойского района удалось выполнить такую важную строку в рекомендации нашей рабочей группы, как снижение задолженности по налоговым и неналоговым платежам в консолидированный бюджет Чойского района.

Уровень собираемости имущественного налога с физических лиц в 2018 году составил, к примеру, более 80% , по земле–более 70% , транспорту–более 70% . Хотя, как мы видим, резервы еще есть.

А сегодня мы возлагаем большие надежды на то, что Концепция развития лесной отрасли до 2027 года, разрабатываемая Министерством регионального развития совместно с Правительством и депутатским корпусом (в рабочую группу входят депутаты Манышев и ваш покорный слуга), с привлечением специалистов лесного дела и ученых, будет принята и станет работать как региональная программа.

Наш регион после избрания Татьяны Анатольевны Гигель, членом Совета Федерации получил, не побоюсь этих слов, заметную поддержку на федеральном уровне. Благодаря нашему сенатору, лесная отрасль стала чаще звучать не только в Совете Федерации. Сейчас продолжается важная работа по совершенствованию Лесного кодекса, и мы начинаем чувствовать это, в т.ч., здесь, в Чойском районе. Надеюсь, мы, в скором времени, увидим Лесной кодекс в новой редакции.

Сегодня, как вы уже поняли из предыдущих выступлений,  в республике идет работа по обновлению региональной политики в области обращения с отходами. Это-основополагающее направление в плане улучшения экологии. Кстати, этот вопрос неоднократно оказывался в поле зрения депутатского корпуса.

В мае 2015 года на Правительственном часе в октябре 2016 года, на Президиуме Парламента Республики Алтай ставились вопросы о необходимости разработки проекта республиканского закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области обращения с отходами и принятия региональной программы обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Алтай.

3 декабря прошлого года проведен Правительственный час на тему: «Об организации обращения с отходами в Республике Алтай», на котором рассмотрены актуальные вопросы реализации Федерального закона от 29 декабря 2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Депутаты согласились, что в нашей республике, как и во всех регионах Российской Федерации, есть необходимость внедрения новой системы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По новой системе, обращение с мусором может осуществляться только по договорам с региональным оператором. В числе проблемных вопросов названы отсутствие лицензированных полигонов на территории Республики Алтай, проблема нехватки контейнеров и организации мест накопления коммунальных отходов.

В Республике Алтай в 2018 году приняты поправки в Закон «Об отходах производства и потребления в Республике Алтай» от 2008 года, который наделил Правительство Республики Алтай такими полномочиями, как:

-организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

-утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов;

-регулирование деятельности региональных операторов.

Сейчас, совместно с Правительством, Парламент республики прорабатывает вопрос о возможности оказания адресной поддержки льготной категории граждан по вывозу твердых бытовых отходов.

Скажу больше,: мы очень надеемся, что, в ближайшее время, в Турочакском районе, в целях реализации мероприятий по оздоровлению Телецкого озера будет введен в эксплуатацию полигон по переработке бытовых отходов из резервного фонда Правительства РФ, на эти цели предусмотрены солидные средства.

Не могу обойти стороной нынешнюю ситуацию в с.Паспаул. Депутатам известно, что в декабре прошлого года в поселении проведены Публичные слушания о необходимости перевода части земель сельхозназначения в производственную зону, а также решении вопроса по складированию и захоронению отходов. Надеюсь, что, в данном направлении, будут приняты правильные решения.

В нынешней непростой экономической ситуации нужно добиваться того, чтобы в сельской местности граждане чувствовали себя комфортно, чтобы здесь благополучно развивался свой бизнес. Напомню, Президент Владимир Путин поставил в «майском указе» конкретную задачу—увеличить количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, с 19-ти до 25 миллионов человек, и у нас есть все возможности для того, чтобы этот вопрос был решен, в т.ч., здесь, в Чойском районе. И, в первую очередь, этому должно способствовать развитие лесной отрасли.

Не будем забывать, что именно в Чойском районе создавался, в свое время, знаменитый Кедроград, идеи которого не совпали, к великому сожалению, с общей стратегией экономического развития страны. Но, сегодня, Президент Владимир Путин говорит о качественно новой концепции развития «зеленой экономики», и опыт Кедрограда на новом этапе окажется непременно востребованным.

В этом зале находятся представители Общественной палаты. Я напомню: именно в Общественной палате России три года назад обсуждались проблемы развития «зеленой экономики» на территории Республики Алтай с участием наших общественников. Разговор касался и того, чтобы возродить на нашей территории работу экорегиона, тем более, что, фактически, закон о его создании, до сих пор, действует.

Чойский район в новой концепции, которая обсуждалась в Общественной палате России, может и должен занять достойное место. От вывоза леса «кругляком» за пределы республики мы должны перейти не просто к глубокой переработке древесины, а к ее переработке по новейшим современным технологиям, используя весь передовой опыт. И все возможности для этого у нас есть.