c_390_250_16777215_00_images_stories_2019_meroprijtia_monitoring2702_rom.jpgУважаемые коллеги! Государственный контроль, как вид реализации государственного управления, играет очень важную роль – обеспечивает проверку неукоснительного исполнения принятого в государстве законодательства, и предотвращает отклонение от установленных законами правил и норм. 
Одной из форм государственного контроля является парламентский контроль – осуществляемый законодательным (представительным) органом государственной власти комплекс мер по мониторингу и проверке деятельности системы государственного управления, а также по выработке предложений по устранению выявленных нарушений, причин и условий, способствовавших совершению таких нарушений.

Выделяются два основных типа реализации парламентского контроля: контроль, осуществляемый непосредственно депутатами, и контроль посредством специально созданных органов и структур.
Депутатский контроль в Республике Алтай реализуется с помощью специальных процедур, среди которых основное место занимают направление парламентских и депутатских запросов, заслушивание на сессии отчётов и информации руководителей и должностных лиц органов исполнительной власти, и, как крайняя форма, объявление недоверия правительству и Главе Республики Алтай.
Другой тип парламентского контроля связан с созданием специальных, постоянно действующих органов структур и институтов, таких, как счётные палаты, омбудсмены и т.д.
В Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом единства системы государственной власти и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают в той или иной мере организацией, тождественной организации федеральных органов государственной власти.

В связи с этим и полномочия органов государственной власти субъектов Федерации во многом повторяют полномочия соответствующих федеральных структур. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к контрольным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относит: контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации; заслушивание ежегодных отчетов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В 2017 году к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено полномочие по подготовке ежегодных отчетов о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Эти положения нашли и отражение в республиканском законодательстве.
Также Глава РА обязан ежегодно представлять в Парламент РА обязательный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций.

Контрольные полномочия Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай закреплены в следующих нормативных правовых актах Республики Алтай:

  1. Конституция Республики Алтай (ст. 103)
  2. Конституционный Закон Республики Алтай от 27 марта 1998 года № 3-44 «О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай»
  3. Закон Республики Алтай от 19 октября 2011 года № 53-РЗ «О Контрольно-счетной палате Республики Алтай».
  4. Закон Республики Алтай от 19 октября 2011 года № 69-РЗ «О статусе депутата Республики Алтай».

5) Закон Республики Алтай от 6 февраля 2004 года № 10-РЗ «О депутатском запросе депутата Республики Алтай».
6) Закон Республики Алтай от 27 апреля 2009 года № 10-РЗ«О порядке осуществления Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Алтай».
Необходимо отметить, что помимо сессий Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Алтай от имени Парламента осуществляют следующие субъекты:
1) Президиум Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай;
2) комитеты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай;
3) депутаты Республики Алтай.

В 2018 году в Республике Алтай проводились следующие мероприятия:
1) рассмотрение информации о соблюдении и исполнении законов Республики Алтай на:
- сессиях Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай (в 2018 году было рассмотрено 7 вопросов: отчёт Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай о деятельности Правительства Республики Алтай, отчёт Министра внутренних дел по Республике Алтай, доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай, информации Прокурора Республики Алтай о состоянии законности, информации председателей Арбитражного суда Республики Алтай, Верховного Суда Республики Алтай, отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты Республики Алтай);
- заседаниях комитетов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай (в 2018 году комитетами Парламента рассмотрено 30 вопросов по различным направлениям деятельности, заслушаны руководители исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, территориальных органов федеральных органов государственной власти, представители общественных организаций Республики);
- заседаниях Президиума Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай (в 2018 году на заседаниях Президиума Парламента рассмотрено 14 вопросов).
2) проведение ежегодных совещаний о состоянии республиканского законодательства (мониторинг республиканского законодательства).
3) проведениекруглых столов по вопросам применения законов Республики Алтай:
В 2018 году в Парламенте прошли два круглых стола: «Предпринимательство как вектор развития Республики Алтай», «Правовое регулирование и перспективы развития государственной гражданской службы в Республике Алтай».
4) проведение «правительственных часов», на которых заслушивается информация по различным направлениям деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, даются ответы на вопросы депутатов Республики Алтай.

В 2018 в Парламенте проведено 8 «правительственных часов». Ещё одной формой реализации контрольных полномочий Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, позволяющей непосредственно ознакомиться с состоянием дел на местах является проведение выездных заседаний комитетов Парламента.

В 2018 году проведено 2 выездных заседания комитетов:
в муниципальном образовании «г. Горно-Алтайск» по вопросу «О ходе реализации мероприятий по ликвидации сменности в общеобразовательных организациях в Республике Алтай (Комитет ГС - ЭК РА по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, общественным объединениям и СМИ);
в муниципальном образовании «Город Горно-Алтайск» по вопросу «О реализации подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» (Комитет ГС - ЭК РА по социальной защите и охране здоровья населения»).

  1. Наиболее часто практикуемой формой контроля является направление письменных обращений депутатами Республики Алтай, Комитетами Парламента в органы государственной власти Республики Алтай, государственные органы Республики Алтай, органы местного самоуправления в Республике Алтай, организации и общественные объединения, действующие на территории Республики Алтай. Следует отметить, что в последнее время не используется такая форма как парламентский запрос.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай, его Комитеты, депутаты Республики Алтай обладают достаточно большим объёмом полномочий по контролю за соблюдением и исполнением законов в Республике Алтай, за деятельностью органов исполнительной власти.
Порядок и формы применения контрольных полномочий достаточно полно урегулированы федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.
Но,  к сожалению, имеются случаи нарушения республиканского законодательства. Сюда, в первую очередь, следует отнести не соблюдение сроков и порядка рассмотрения в Парламенте республики проектов законов  в соответствии с законом «О нормативных правовых актах Республики Алтай» от 05.03.2008 N 18-РЗ. Как правило, политическая целесообразность берёт верх над нормами права.
Ряд положений закона  от 03.03.1993 N 9-6 "О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай" также недостаточно полно исполняется в республике. Допускается искажение наименований географических объектов, надписей и иных указателей. Не везде официальные вывески, объявления, рекламы, прейскуранты и другая наглядная информация оформляются на государственных языках. Устная информация на вокзалах, аэропортах и других местах зачастую не даётся на обоих государственных языках республики.
В этом году Закон Республики Алтай от 24.04.2003 N 11-11 "О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай" был нарушен при определении даты проведения народного праздника Чага-Байрам.

Хотелось бы выразить надежду, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, другие государственные и муниципальные органы, организации и общественные объединения, действующие на территории Республики Алтай, будут строго соблюдать республиканское законодательство. А  органы, которые уполномочены осуществлять контроль, этим будут заниматься со всей ответственностью.


Благодарю за внимание.