Направления деятельности Республики Алтай
в формировании и реализации стратегии правового развития Российской Федерации


Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые члены Совета Федерации!

Прежде всего, хотел бы выразить свою благодарность за предоставленную мне возможность выступить по столь важному вопросу. belekov.jpg Доклад «О состоянии законодательства в Российской Федерации» является комплексным инструментом подведения итогов работы законодательной системы страны в 2006 году и определения перспектив ее дальнейшего развития. Акцент при этом мониторинге делается на анализе законов, принимаемых для реализации стратегии правового развития России, определяемой Президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию. В докладе также обозначен ряд проблем и недостатков, для решения которых предстоит большая совместная работа, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Разделяя позицию с основными выводами доклада, считаю, что одними из главных направлений мониторинга федерального законодательства должны стать вопросы развития национально-региональной политики, являющейся, по сути, главным способом регулирования социально-экономического и общественно-политического развития субъектов нашего Федеративного государства. Вместе с тем, и регионы России должны включаться в эту работу в целях согласованности действий, как в центре, так и на местах.

В этой связи хотел бы отметить некоторые направления, по которым в настоящее время ведется активная работа органами государственной власти Республики Алтай.

1.Республика Алтай вошла в число семи регионов-победителей в конкурсе по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Наша республика, действительно, является притягательным центром, который может стать туристической Меккой и духовным оазисом, и будет работать на благо России как здравница и место отдыха, особенно для жителей необъятной Сибири. Горный Алтай обладает всеми факторами уникальной территории–это чистейший воздух, прекрасный ландшафт, национальная культура, историческое наследие, нетрадиционные формы медицины.

Но мы понимаем, что работы предстоит много. В настоящее время мы, как законодатели, большое внимание уделяем:
-и разработке нормативных правовых актов Республики Алтай, которые позволят выйти на качественно новый уровень развития субъектам туристско-рекреационной деятельности;
-и расширению сотрудничества с федеральными органами государственной власти по обозначенным вопросам.

В последние годы существенным препятствием в этой сфере является устаревшее федеральное законодательство по вопросам туризма. Определенные надежды сегодня мы связываем с принятием нового федерального закона о туристической деятельности. Однако для этого необходимо сформировать соответствующий механизм его реализации.

Прошу Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обратить внимание на обозначенную проблему. Полагаю, что все субъекты активно включатся в законодательный процесс по урегулированию вопросов туризма в Российской Федерации с учетом региональных особенностей.

2.Необходимо отметить проблему отсутствия правового регулирования развития горных территорий Российской Федерации как значительной ландшафтной составляющей страны.

Из-за объективных экономических условий стоимость обеспечения жизнедеятельности населения и затратность производства на таких территориях по научным оценкам, в 2–2,5 раза выше по сравнению с равнинными.
Для горных территорий характерна отдаленность, труднодоступность и низкая транспортная освоенность, удаленность от рынков сбыта; многие высокогорные поселения имеют транспортную доступность лишь летом, а в остальное время практически отрезаны от внешнего мира.
Совокупность природно-климатических, социально-экономических и медико-биологических особенностей среды обитания создают дискомфортные условия, влияющие на жизнедеятельность наследия.

Однако в настоящее время можно констатировать, что Российской Федерацией не уделяется должного внимания проблемам горных территорий; отсутствует национальная стратегия развития горных регионов.
А без общей федеральной политики осуществление региональной политики и законотворчества в субъектах Российской Федерации по данным вопросам значительно затруднено.

Учитывая актуальность данной проблемы, в Республике Алтай предпринимается ряд мер по правовому регулированию горных территорий. В 2001-2005г.г. в г.Горно-Алтайске под эгидой ЮНЕСКО были проведены международные конференции по проблемам развития горных территорий. В порядке законодательной инициативы в республике разработан проект Федерального закона «О горных территориях Российской Федерации». Полагаю, что данный вопрос заслуживает общефедерального внимания.

3.Хочу обратиться к выступлению Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Государственного Совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России», которое состоялось 26 декабря 2006 года. Главой государства дано поручение о внесении предложений по совершенствованию российского законодательства в данной сфере.

Для нас это имеет сегодня особый смысл, если мы не хотим утратить своей идентичности и своеобразия в глобальном мире, в условиях глобализации. Именно культурное многообразие и многовековые традиции народов нашей страны являются базовым условием, объединяющим и цементирующим фактором российской государственности на современном этапе, основой нравственного здоровья общества.

Государственным Собранием Эл–Курултай Республики Алтай ведется целенаправленная работа по разработке нормативно-правового акта, регламентирующего положения об объектах нематериального наследия и на этой основе разрабатывается республиканская программа по сохранению и развитию нематериального культурного наследия.

В этом контексте мы могли бы принять самое активное участие и представить свои предложения по совершенствованию российского законодательства в данной важнейшей сфере.

Подводя черту выступлению, хотел бы сказать о том, что для всего этого и нужен мониторинг законодательства и правоприменения–для управления политическими процессами России, для защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.