Десять лет назад, 7 июня 1997 года на ХХI-ой сессии Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай I-го созыва была принята Конституция - Основной Закон Республики Алтай, закрепившая основы конституционного и административно-территориального устройства республики, принципы организации и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, основные права, свободы и обязанности граждан. В преамбуле и других статьях нашего Основного Закона подчеркнуты единство и общность нашей исторической судьбы с многонациональным народом России. Республика Алтай есть равноправный субъект Российской Федерации и неотделима от нее.
У каждого народа существуют определенные даты, которые по мере развития общества становятся знаменательными и памятными. Таким событием для народов Алтая стало принятие Конституции, путь к которой был непростым и долгим.

В этой аудитории сегодня уместно будет вспомнить основные этапы (ступени) которые привели к принятию Конституции Республики Алтай, завершив юридическое оформление статуса республики.
Предваряя свой экскурс в прошлое, должен сказать, что всегда, и во время Российской империи, и в Советской России, в СССР и в настоящее время – в демократической России, центральное правительство поддерживало устремления алтайского народа, защищало и помогало ему.
Рассмотрение нашего общего исторического прошлого позволяет сделать вывод, что нельзя без тяжелых последствий для всех наших народов игнорировать тысячелетнюю тенденцию этнокультурного развития и взаимодействия русского и тюркских этносов, в результате которой сложился особый тип российской евразийской цивилизации, исторически объединившей многие народы на огромных пространствах нашей Родины.
Весной 1996 года по распоряжению Правительства Российской Федерации в Москве состоялась юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 1450-летию первого Тюркского каганата.
Инициатива по проведению конференции исходила от Главы Республики Алтай Чаптынова Валерия Ивановича, Президента Республики Башкортостан Рахимова Муртазы Губайдулловича, Президента Республики Татарстан Шаймиева Минтимера Шариповича, Президента Республики Саха (Якутия) Николаева Михаила Ефимовича.
Она получила поддержку Правительства Российской Федерации, его Председателя В.С.Черномырдина. Был создан организационный комитет по проведению этих мероприятий, в состав которого вошли представители республик, федеральных министерств, видные ученые–тюркологи.

Мы вправе сказать, что современное российское федеративное государство является естественным наследником и правопреемником не только СССР и Российской империи, но и всех предыдущих великих государств на территории евразийского пространства.
Преемственность и непрерывность государствообразующих традиций – фундаментальный признак России. Одним из этапов и был Тюркский каганат. Это государственное объединение кочевых тюркских племен, возникшее на территории Алтая и Семиречья.

В истории государств и народов есть немало событий, резко изменивших их судьбу. Для Алтая таким событием стал Указ императрицы Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 года, санкционирующий вхождение алтайского народа в состав Российской империи. Это историческое событие предопределило судьбу алтайского народа, его дальнейший исторический путь в составе России.
Оформление в российское подданство происходило по доброй воле. Этому способствовало долголетние, достаточно широкие торговые, культурные и хозяйственные связи алтайских кочевников с русскими переселенцами, зародившиеся еще задолго до их официального соединения. Добрососедские взаимоотношения, тяготение алтайцев к России, русскому народу передавалось из поколения в поколение, становилось народной памятью и явилось определяющим моментом в выборе ими пути своего дальнейшего развития. Алтайский народ вошел в состав России со своими обширными землями и неисчислимыми богатствами, охватывающие огромные территории Центрально-Азиатского пространства – Алтайских гор. Народ Алтая обрел в лице русского народа не только надежного защитника, но и бескорыстного помощника в развитии своей экономики, культуры. События, связанные с добровольным вхождением алтайского народа в состав России, сыграли также большую роль в укреплении позиции Российского государства в Центральной Азии того периода.
Вхождение Алтая в состав России способствовало сохранению и развитию национальной самобытности и духовной культуры алтайцев.
Объединившись, два народа взаимно обогатили друг друга, создали условия для творческого обновления и дальнейшего развития. Главным достижением совместного проживания на территории Горного Алтая алтайцев, русских и других народов являются национальное согласие, мирное существование, толерантность.

Год назад мы торжественно отметили 250-летие этой даты. Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина «О праздновании 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства» знаменательному событию был придан общероссийский государственный статус, подтверждена ответственность государства за судьбу своих народов, многовековой принцип многонациональной державы.
Юбилейные торжества стали для нас не только праздником, но и своеобразным отчетом перед государством, народом за долгий пройденный путь, поводом для размышлений о путях развития республики.

zal.jpg Идея создания республики на нашей территории возникла в 1917-1918г.г. ХХ века. После февральской революции 1917 года в России усилилось стремление к самоуправлению, образованию своей государственности. Во главе этого движения на Алтае стояли известный ученый, путешественник Г.Н.Потанин и профессор Томского университета В.И.Анучин, которые вошли в отечественную историю как «областники». Их единомышленником, лидером алтайского народа в борьбе за самоопределение и создание его государственности стал выдающийся алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Они не смогли добиться конечной цели своих устремлений, но во многом, благодаря их действиям, Декретом ВЦИК от 1 июня 1992 года была образована автономная область. Первый пункт Декрета провозглашал: «Образовать автономную область Ойротского народа, как часть Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, с административным центром в с.Улалинском». В Обращении ревкома области «К населению Ойротской автономной области» от 3 августа 1922 года указывалось, что «давняя заветная мечта туземцев Алтая исполнилась: долгие годы лишенные гражданского права народы получают таковое из рук рабоче-крестьянской власти… Трудящимся Ойротской автономной области надлежит сбросить с себя рабское безразличие и энергично приняться самим устраивать свою жизнь и благополучие… Благополучие Ойротского народа зависит от благополучия РСФСР, экономическая мощь Советской республики-есть экономическая мощь всех малых народов, входящих в РСФСР, поэтому в деле возрождения народного хозяйства в Республике Советов, население Ойротской автономной области должно принять активное участие».
В создании нашей автономии и первыми ее руководителями были алтайцы Сары-Сэп Конзычаков, Н.Я.Меджит–Иванов, П.А.Чагат-Строев, И.С.Алагызов, русские В.И.Плетнев, А.Г.Королев, М.С.Правда, украинец П.Я.Гордиенко, латыш Л.А.Папарде, эстонец А.Д.Парк.
Как автономная область она обладала правами губернских исполкомов. Решение исполкома автономной области не могло быть отменено исполкомами Сибирской, Западно-Сибирской и Алтайской Губерний, а затем края. Она была достаточно самостоятельна в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства, охране окружающей природы, сохранение языка, традиции.

Образование автономной области Ойротского народа имело огромное политическое, правовое значение. Автономия обеспечила наиболее благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития отсталой окраины царской России, сохранения и дальнейшей реализации национальных особенностей, языка, обычаев и традиций коренного народа. В конечном счете, мы уберегли свою уникальную территорию, сохранили себя как народ, хотя и немногочисленный, и вместе с русским и другими народами шагнули в своем развитии далеко вперед и приобрели более высокий статус.

Горный Алтай внес свой определенный вклад в развитие экономики, культуры России, несмотря даже на то, что на протяжении сотни лет рассматривался и специализировался, как сырьевая база.
Область самостоятельно решала внутренние вопросы и напрямую подчинялась органам государственной власти в Москве недолгие три года. Затем, утратив самостоятельность, в 1925 году была включена в состав Сибирского края, с 1930 по 1937 год находилась в Западно-Сибирском крае, а в 1937 году вошла в состав Алтайского края. Постепенно, несмотря на то, что был принят Закон РСФСР «О Горно-Алтайской автономной области», она стала терять свои губернские права, о чем справедливо писал С.С.Тюхтенев, и фактически превратилась в один из районов края. Из этого бесправного состояния область могло бы вывести только повышение ее юридического статуса.
Автономия не давала достаточных возможностей для развития Горного Алтая, и уже в середине 50-х г.г. руководство области в лице Н.М.Киселева и Ч.К.Кыдрашева ставило вопрос о повышении статуса. Как известно, это не нашло тогда поддержки в центральных органах власти.
Лишь с развитием демократических процессов с середины 80-х г.г. процесс возобновился. С приходом на должность председателя Горно-Алтайского облисполкома В.И.Чаптынова работа по возращению нашей области законных прав приняла организационный, упорядочный характер.
Опытнейшие юристы, практики с многолетним стажем государственного управления Д.И.Табаев, С.С.Тюхтенев и другие, теоретически обосновали и доказали на фактическом материале необходимость выхода из состава края.
В марте 1989 года на расширенном заседании облисполкома, и в сентябре 1989 года на сессии областного Совета народных депутатов были официально рассмотрены вопросы наделения области в самостоятельный субъект РСФСР.
Об этом было публично заявлено М.В.Карамаевым на сессии Верховного Совета РСФСР в ноябре 1989 года, а в мае 1990 года В.И.Чаптынов выступил по этому вопросу на I Съезде народных депутатов РСФСР.

Многовековые мечты и чаяния алтайского народа о государственности смогли реализоваться только на третьей внеочередной сессии Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов проходившей 24-25 октября 1990 года, когда была принята Декларация о государственном суверенитете. Принятие Декларации было мужественным решением депутатов областного Совета в тех сложных политических условиях. Она явилась важным политическим, юридическим и учредительным документом. Цель Декларации нашей автономной области была достигнута с приятием Закона РСФСР от 3 июля 1991 года «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР», подписанным Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельциным Алтай обрел статус Республики в самое тяжелое время для Российской Федерации. Но, даже в этой сложнейшей экономической, политической ситуации прямой выход на федеральные структуры позволил ослабить все негативные проявления переходного периода. Руководство республики сумело инициировать ряд постановлений Правительства Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина по Алтаю. В результате этих постановлений нам удалось решить вопрос и по северному коэффициенту, и по бюджетной сфере (заработная плата), и по завозу продовольствия, топлива. Были приняты постановления по открытию Горно-Алтайского Государственного университета. Это был прорыв в подготовке различных специалистов из местной молодежи, формирования интеллектуального потенциала республики. Был принят ряд решений по ликвидации последствий ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне, по строительству объектов здравоохранения, образования, коммунального сектора. Все наши вопросы рассматривались. И находили поддержку из центра.

Статус субъекта Федерации помог нам создать механизм привлечения финансовых средств через эколого-экономическую зону «Алтай». И это в период, когда в стране царил хаос. Когда существовали многомесячные долги по заработной плате, электроэнергии, детским пособиям. Вообще, когда очень сложно жилось в стране, механизм эколого-экономической зоны позволил привлечь значительные средства, финансовые вливания в республику. И мы лучше, чем другие регионы решали вопросы по заработной плате, выплате пенсий, построили много хороших дорог и мостов, мостовых переходов. И наши соседи отмечают, что Горный Алтай в это время значительно определил все другие регионы по созданию прекрасной дорожной сети. С помощью этого механизма за это время нам удалось значительно обновить объекты соцкультбыта, во многих школах, больницах провести ремонты, закупить оборудование, технику.
Удалось значительно поднять бюджетную обеспеченность на душу населения, гораздо выше, чем в соседних регионах. Убедительно обосновывая наши проблемы, территориальную разбросанность населенных пунктов, суровые условия жизни мы добились того, чтобы дотации из федерального бюджета выделялись на душу населения в Республику Алтай гораздо выше, чем в других субъектах. Это окончательно помогло решить вопросы погашения долгов по зарплате, пособиям и приведения в порядок всей бюджетной сферы.

На современном этапе Республика Алтай является одним из самобытных, уникальных регионов Российской Федерации. Наша республика располагает огромным потенциалом природы и духовно-насыщенной культуры.
Правовое положение Республики Алтай с 1991 по 1997г.г. регулировалось Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором Российской Федерации. У Республики был флаг, герб, но не было главного – Основного закона – Конституции.
Для разработки проекта Конституции на второй сессии Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай в марте 1994 года, была утверждена Конституционная комиссия в составе 23 человек. Председателем Конституционной комиссии был избран В.И.Чаптынов. В состав комиссии вошли депутаты Республики Алтай, главы администраций, работники правоохранительных и судебных органов, специалисты народного хозяйства и юристы. 18 апреля 1994 года состоялось первое заседание Конституционной комиссии, где ее члены ознакомились с положением «О Конституционной комиссии», рассмотрели план ее работы, концепцию и структуру проекта Конституции Республики Алтай, утвердили рабочие группы, ответственных исполнителей за подготовку разделов, глав, статей проекта Конституции.

Проект Конституции дважды был опубликован в печати, широко освещался в республиканских газетах, рассмотрен в городском и районных Советах депутатов, направлялся для изучения и дачи заключений в некоторые федеральные органы. Проект Конституции Республики Алтай имел завершенную логическую форму, основанную на органической связи – основы конституционного строя: человек – общество – государство. Проект имел ясную и последовательную структуру: преамбулу, 7 разделов, 20 глав и 170 статей. В ходе обсуждения поступило более 500 предложений и замечаний, которые были в той или иной степени учтены. При работе над проектом учитывался российский и мировой конституционный опыт, изучались тексты конституций других республик, уставы некоторых краев, областей и автономных округов. При этом использовали лучшее, что, по нашему мнению, было в них: структуру, удачные нормы и юридические термины. Важнейшей правовой базой нашей Конституции, бесспорно, явилась Конституция Российской Федерации.
При всем своеобразии проекта нашей Конституции в нем соблюдены общие требования, чтобы она не противоречила основам конституционного строя, закрепленного в Конституции Российской Федерации.

Наш Основной Закон отличается новизной, прозрачностью, четкой структурой, хорошим содержанием, удачными юридическими нормами и терминами.
Конституционная комиссия неоднократно направляла проект на правовую экспертизу в комитеты и отделы Совета Федерации и Государственной Думы, а также в институт сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Получены заключения и отзывы на проект Конституции Республики Алтай из указанного института, отделов и комитетов Государственной Думы и Совета Федерации. Заключение института законодательства на проект Конституции Республики Алтай таково: «В целом проект достаточно хорошо проработан. Обращают на себя внимание четкое, логичное расположение составных частей проекта, его полнота, детальная проработка большинства конституционных институтов».

Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике дал следующий отзыв: «Проект Конституции является в целом добротным и основательно подготовленным, который может быть принят за основу».
Заключение на проект Конституции представил нам отдел Совета Федерации по вопросам федерализма и национальным отношениям. В нем сказано, что ознакомление с представленным проектом Конституции Республики Алтай позволяет сделать вывод о том, что его авторами проделана большая и серьезная работа. Проект представляет собой целостный документ с продуманной структурой и охватывающий все стороны государственного устройства Республики Алтай. Четко определяется статус республики, как субъекта Российской Федерации, взаимоотношения с которой строятся на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора федеральных законов, принятых по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации. Все это заслуживает одобрения и высокой оценки.

Был высказан и ряд замечаний и предложений, связанных с необходимостью приведения отдельных положений проекта в соответствие с Конституцией Российской Федерации. В основном замечания и предложения были учтены при окончательной доработке.
По словам заместителя секретаря Совета безопасности Российской Федерации Михаила Алексеевича Митюкова, который принял участие в работе исторической сессии нашего Парламента, «…принятие Конституции Республики Алтай выполняет не только внутреннюю региональную роль по укреплению конституционного строя. Этот факт имеет общефедеральное значение. Им практически завершается конституционная реформа субъектов Российской Федерации. Это определяет реальные контуры федерализма в России. Поэтому такое внимание к вашей Конституции. И было бы не простительно в ней допустить те ошибки, которые имели место в документах подобного рода других субъектов такого же ранга. Ваша Конституция имеет свою индивидуальность определенно. В России выработалось уже несколько моделей конституций республик. Есть модель президентской республики, есть парламентская. Есть модель смешанная, берущая положительные элементы в той и другой. Проект Конституции Республики Алтай тяготеет к смешанному типу, с определенной своеобразием.

Надо сказать, что Конституция избегает ошибок, когда делается упор на подчеркивании национального момента. Это положительный аспект. В Конституции видно осторожно отношение к некоторым новым институтам. Например, она не устанавливает Конституционный суд, но и не отвергает его создание. То есть здесь есть прицел на определенные государственно-правовые изменения в будущем.
Вы избежали крайностей, как у ваших соседей в Республике Тыва. Много интересного в нормах, определяющих статус вашего Парламента. Поэтому Конституция имеет свою специфику, и ее не спутаешь с любой другой. Специфика здесь влечет необходимость развития традиций и культуры алтайского народа, есть особенности построения местных органов власти».

Конституция страны подчеркивает, что в основе федеративного устройства Российской Федерации лежит примат ее государственной целостности. В то же время особенность Российской Федерации состоит в том, что каждый ее субъект в соответствии с основами конституционного строя России самостоятельно устанавливает систему своих органов государственной власти. Особенности субъекта, в том числе и национальные, могут быть учтены. Тем самым, создан правовой заслон попыткам расшатать или разрушить единство страны.

Конституция Республики Алтай продолжает играть важную стабилизирующую роль, все глубже закрепляется в сознании граждан. Возможность и сила нашего Основного Закона еще не исчерпаны в развитии законодательства, хотя очень много сделано в совершенствовании государственного строительства, системы органов государственной власти и местного самоуправления, разграничении полномочий между органами представительной, законодательной и исполнительной властей. Главная задача – повышение эффективности их работы в интересах людей. В полной мере не использованы возможности нашей Конституции и в укреплении гражданского общества. Ее положения слабо применяются в правовой и воспитательной работе. Уважение к Основному закону еще не стало нормой в деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.

То, что есть только в России, и чего нет по отдельности ни на Востоке, ни на Западе, - это ее особая историческая миссия—быть местом соединения восточной и западной культур, созерцания и рационализма, чувства и слова. Это не механическая сумма, а синтез. Давший новое качество: восточная и западная культуры, восточный и западный менталитет встретились, соединились, обогатили и дополнили друг друга, образуя гармонию человеческого единства. И всегда, когда внутренняя мера, внутренний баланс между восточной и западной ориентации сохранялся, Россия интенсивно развивалась и прогрессировала.