Ежегодная законодательная деятельность Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай осуществляется на основе норм Конституции Российской Федерации, федерального законодательства с учетом ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, ежегодных Бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Комитеты Парламента Республики Алтай активно осуществляют работу по мониторингу законодательства и правоприменительной практики по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

В целом законодательная деятельность Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в IV-ом созыве направлена на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений, налогового законодательства, развитие экономического потенциала Республики Алтай, повышение социальной защищенности граждан, реформирование местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства, решение проблем образования, здравоохранения, туризма и охраны окружающей среды. Значительное место в работе отводится совершенствованию законодательства Республики Алтай в связи с динамичными изменениями федерального законодательства, а также с учетом анализа практики правоприменения.

По вопросам реализации на территории Республики Алтай национальных проектов Парламентом Республики Алтай принят ряд законодательных актов Республики Алтай.

Так:
-по реализации национального проекта «Здоровье»-3 закона Республики Алтай, утвердивших республиканские целевые программы;
-по реализации национального проекта «Образование»-4 закона Республики Алтай;
-о реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье-гражданам России»-3 закона Республики Алтай;
-по реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»-2 закона Республики Алтай, утвердивших республиканские целевые программы (приложение 1).

На предстоящей XV-ой сессии Парламента Республики Алтай одним из вопросов планируется рассмотреть информацию «О ходе реализации национальных проектов Российской Федерации в Республике Алтай».
Вместе с тем, необходимо отметить, что объемы финансирования республиканских целевых программ, утвержденных на законодательном уровне, существенно уменьшаются при рассмотрении и принятии законов Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год. Данная негативная тенденция зачастую является следствием невозможности реализации мероприятий, заявленных целевой программой.
(данные об осуществлении контроля за реализацией приоритетных национальных проектов изложены ниже)

По вопросам совершенствования бюджетного процесса и межбюджетных отношений за период 2006-2007г.г. принято более 20 законов Республики Алтай.
(перечень основных законов Республики Алтай в данной сфере представлен в приложении 2)

Пристальное внимание в своей работе депутаты уделяют вопросам повышения качества и эффективности законотворческого процесса. В этих целях совершенствуются механизмы взаимодействия законодательного органа с органами исполнительной власти Республики Алтай, представительными органами местного самоуправления, судебными органами, Прокуратурой Республики Алтай, общественными организациями.
За рассматриваемый период порядка 40 законов Республики Алтай в различных сферах правового регулирования были приведены в соответствие с положениями федерального законодательства.
Парламентом Республики Алтай в мае текущего года были внесены изменения в Конституцию Республики Алтай, и она опубликована в новом издании.

Повышению качества и эффективности законотворческого процесса способствует обсуждение вопросов на заседаниях Совета представительных органов муниципальных образований городского округа и районов при Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай.
Согласно Плана мероприятий по взаимодействию Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай с представительными органами муниципальных образований города и районов Республики Алтай на 2007 год, утвержденного Постановлением Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 24.01.2007г. №5, депутатами Парламента Республики Алтай проводятся выездные заседания по различным вопросам, относящимся к компетенции местного самоуправления.

Кроме того, не остаются без внимания депутатов Республики Алтай и вопросы социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Алтай. Так, 21.11.2006г. на заседании Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай рассматривался вопрос «О социально-экономическом положении п.п.Майск и Талон», утверждены соответствующие рекомендации как для органов исполнительной власти Республики Алтай, так и для муниципального образования «Турочакский район».
Помимо изложенного, на Президиуме Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай рассматривался вопрос «О реализации основных принципов комплексного планирования социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Алтай» (Постановление Президиума от 26.02.2006г. №15).

На предстоящей XV-ой сессии Парламента Республики Алтай одним из первых вопросов планируется рассмотреть информацию «Об итогах комплексного планирования социально-экономического развития муниципальных образований Республики Алтай».
Законодательная деятельность Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай осуществляется на плановой основе.

Парламентом Республики Алтай утверждаются годовой и ежеквартальные планы законопроектных работ, которые формируются на основе предложений комитетов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, а также субъектов права законодательной инициативы. Указанные документы перспективного и текущего планирования образуют двухуровневую систему планирования законодательной деятельности в Парламенте Республики Алтай.
Так, согласно данным Документационного отдела Аппарата Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, в 2006 году принято 87 законов Республики Алтай, из общего количества по плану рассмотрен 41 закон Республики Алтай, вне плана-46.
По состоянию на 01.10.2007г. четвертым созывом депутатского корпуса принято 147 законов Республики Алтай, из общего количества по плану рассмотрено 63 закона Республики Алтай, вне плана–84.

Вместе с тем, практика показала, что планы законопроектной деятельности не выполняются в полном объеме по ряду причин:
-отсутствие подготовленного проекта закона Республики Алтай субъектом права законодательной инициативы;
-наличие отрицательного заключения Государственно-правового управления Аппарата Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай на внесенный законопроект;
-изменение положений федерального законодательства и ряд других.

Таким образом, анализ планирования законодательного процесса наглядно показывает, что законопроектная деятельность должна корректироваться с учетом изменений федеральных нормативных правовых актов и приоритетных направлений развития законодательства Республики Алтай.

К полномочиям Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в соответствии с п.п.4, 9 ст.103 Конституции Республики Алтай относятся:
-участие в осуществлении контроля за соблюдением и исполнением Конституции Республики Алтай и законов Республики Алтай на территории Республики Алтай;
-осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Алтай.

В рамках рассмотрения Закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай за 2006 год» Парламентом Республики Алтай в мае текущего года рассмотрен вопрос о реализации указанного Закона Республики Алтай (постановление Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 29.05.2007г. №12-6).
Кроме того, за период 2006-2007г.г. на Президиуме Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в порядке контрольной деятельности рассмотрено 7 законов Республики Алтай (информация в приложении 3).

Подводя итог выступлению, хотелось бы отметить, что как законодательным и исполнительным органам государственной власти Республики Алтай, так и органам местного самоуправления необходимо стремиться к полноте законодательного обеспечения приоритетов государственной политики. Нам необходимо своевременно инициировать реакцию Парламента Республики Алтай на актуальные проблемы, выдвигаемые обществом, одновременно не допуская принятия откровенно неподготовленных, «сырых» документов.
В данной связи полагаю, что нам необходимо уделять детальное внимание:
-вопросам полноты и качества законодательного обеспечения проводимых в стране реформ, а также на дальнейшее развитие республиканского законодательства;
-переходу к более системному законотворчеству, в первую очередь, правовому обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Алтай;
-тщательному анализу юридических, экономических, социальных и политических последствий принимаемых нормативных правовых актов;
-активному совершенствованию информационно-аналитической работы в связи с возросшим уровнем интенсивности законотворческой работы, в т.ч. в части принятия законов и их связи с подзаконными актами органов исполнительной власти Республики Алтай; проведения оценки эффективности принятых законов; своевременного анализа федерального законодательства.

Таким образом, работа по мониторингу и анализу нормативных правовых актов Республики Алтай должна быть первоопределяющей как в органах государственной власти Республики Алтай, так и в органах местного самоуправления.
Данная деятельность необходима для определения смысла, содержания и применения нормативных правовых актов Республики Алтай для обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Республике Алтай.

Приложение 1

Законы, принятые в целях реализации приоритетных национальных проектов



1)национальный проект «Здоровье»:
-Закон Республики Алтай от 17.11.2006г. №88-РЗ «О республиканской целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Республике Алтай на 2007-2011г.г.»;
-Закон Республики Алтай от 17.11.2007г. №93-РЗ «О программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009г.г.»;
-Закон Республики Алтай от 29.12.2006г. №99-РЗ «О республиканской целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007–2010г.г.».

2)национальный проект «Образование»:
-Закон Республики Алтай от 12.01.2006г. №7-РЗ «О социальной поддержке студентов и обучающихся государственных образовательных учреждений профессионального образования Республики Алтай»;
-Закон Республики Алтай от 14.05.2006г. №17-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по выплате компенсации части родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;
-Закон Республики Алтай от 17.10.2006г. №78-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О порядке предоставления субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях Республики Алтай»;
-Закон Республики Алтай от 17.11.2006 г. №85-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О социальной поддержке студентов и обучающихся государственных образовательных учреждений профессионального образования Республики Алтай».

3)национальный проект «Доступное и комфортное жилье–гражданам России»:
-Закон Республики Алтай от 14.02.2006г. №16-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Алтай учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемого жилого помещения»;
-Закон Республики Алтай от 29.06.2006г. №43-РЗ «О порядке предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»;
-Закон Республики Алтай от 17.10.2006г. №69-РЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

4)национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса»:
-Закон Республики Алтай от 17.10.2006г. №71-РЗ «о республиканской целевой программе «Развитие агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2007–2010г.г.»;
-Закон Республики Алтай от 17.11.2006г. №93-РЗ «О программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009г.г.».

Приложение 2

Вопросы совершенствования бюджетного процесса и межбюджетных отношений за период 2006-2007г.г. (основные)



-Закон Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год;
-Закон Республики Алтай от 12.01.2006.г. № 6-РЗ «О порядке предоставления субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных образовательных учреждениях Республики Алтай»;
-Закон Республики Алтай от 29.06.2006г. №43-РЗ «О порядке предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»;
-Закон Республики Алтай от 14.05.2007г. №22-РЗ «О предоставлении местным бюджетам субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай»;
Закон Республики Алтай от 14.06.2007г. №36-РЗ «О республиканских стандартах качества предоставления бюджетных услуг в Республике Алтай».

Приложение 3

Контрольная деятельность Президиума Парламента Республики Алтай (2006-2007г.г.)



Постановления Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай:
-Постановление Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 14.06.2006г. №20 «О ходе реализации Закона Республики Алтай «О государственной поддержке финансовой аренды (лизинга) в агропромышленном комплексе Республики Алтай»;
-Постановление Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 14.06.2006г. №18 «О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Алтай»;
-Постановление Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 14.06.2006г. №17 «О ходе реализации Закона Республики Алтай «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Алтай»;
-Постановление Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 18.10.2006г. №38 «О ходе выполнения законодательства о занятости населения в Республике Алтай»;
-Постановление Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 21.11.2006г. №47 «О ходе выполнения Закона Республики Алтай «О туризме»;
-Постановление Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 26.02.2007г. №16 «О ходе выполнения Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применительно к реализации национального проекта «Доступное жилье в Республики Алтай»;
-Постановление Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 21.03.2007г. №23 «О ходе реализации Закона Республики Алтай «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Республики Алтай».