Уважаемые депутаты!
Уважаемые приглашенные!

В отчетном году Республика Алтай вместе со всей Россией продолжила путь построения эффективного государства, выстраивания новых взаимоотношений между гражданином и властью. По сути продолжилось формирование дееспособного гражданского общества.
belekov6.jpg В стране и в нашей республике уверенно проводится в жизнь курс Президента на укрепление государства в целях возвращения могущества и авторитета страны, обеспечения безопасной и стабильной жизни людей.

Год назад, отчитываясь о работе Президиума Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай, я говорил, что республиканское законодательство нуждается в серьезных изменениях, дополнениях и принятии новых законов, регулирующих все жизненные сферы. Парламент должен превратиться в надежный институт, гарантирующий реализацию прав и свобод граждан, обеспечивать поступательное развитие нашего общества во всем его многообразии.
Именно это и было главным в работе Президиума. В прошедшем году нам многое удалось сделать по решению поставленной задачи.

Наша стратегическая цель–стать финансово самодостаточным регионом, полноправным субъектом Российской Федерации. Все положительные сдвиги в социально-экономическом развитии республики в 2007 году стали возможными благодаря всесторонней поддержке республиканских органов власти федеральным центром. И это непосредственным образом отразилось в сознании жителей республики. Изменился, если так можно выразиться, и политический климат в руководстве–изменились настроения людей, появилась вера и надежда в будущее республики, а значит, и каждого в ней проживающего. Как следствие, избиратели на выборах 2 декабря прошлого и 2 марта текущего года поддержали курс Президента, разрушив стереотип оппозиционности нашего региона.

Из анализа отчетного доклада Главы республики о работе за 2007 год следует, что все практические действия Правительства имели под собой базу из 38 республиканских законов. Причем 15 из них были приняты в 2007 году. Депутатский корпус проделал большую работу по законодательному обеспечению всего комплекса задач по превращению республики в стабильный, предсказуемый, инвестиционно привлекательный регион.

В этих целях только в прошлом году были приняты законы: «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай»;
«Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» в Республике Алтай»;
«О республиканских стандартах качества предоставления бюджетных услуг в Республике Алтай»;
«О составе, порядке подготовки проекта схемы территориального планирования Республики Алтай и внесения в нее изменений»;
«О порядке определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства»;
«О залоговом фонде Республики Алтай».

Были разработаны и приняты целевые программы:
«О республиканской целевой программе «Развитие энергетики и электрификации Республики Алтай на 2008-2011г.г.»;
«О республиканской целевой программе «Автомобильные дороги Республики Алтай (2008-2010г.г.)»;
«О республиканской целевой программе «Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010г.г.»;
«Об инвестиционной программе в социальной сфере Республики Алтай на 2008-2010г.г.».

Совершенствование правового регулирования сложнейших процессов, происходящих в республике, стало возможным благодаря конструктивной слаженной работе законодательной и исполнительной ветвей власти, муниципальных образований и надзорных органов.

Надо отметить, что в 2007 году Президиум постоянно ориентировал депутатов на необходимость перенесения центра работы в комитеты. Тщательное, детальное обсуждение всех нюансов вносимых законопроектов на заседаниях комитетов, благоприятно сказалось на процедуре рассмотрения их на сессии. Отсюда и, так называемая, быстрота и легкость (относительная) проведения сессий. При такой постановке вопроса, при активности депутатов, мы уже можем в скором времени определять заранее дату ежемесячной сессии. Это во многом облегчит планирование работы и безусловное соблюдение Регламента в подготовке и проведении сессий.

Депутаты уделяли значительное место в своей работе вопросам взаимодействия с муниципальными образованиями. Стало доброй традицией, когда они участвуют в работе сессий городского и районных Советов.
Осуществление связи с избирателями проходит также и в форме проведения «Дня депутата» в отдельном районе. В 2007 году они проведены в муниципальных образованиях «Чойский район», «Онгудайский район». Ценность таких встреч заключается не только в том, что они осуществляются с избирателями по месту их жительства, но и в том, что многие вопросы удается разрешить практически на встречах, т.к. присутствуют представители местных, районных и республиканских органов управления.
Мы намерены развивать эту форму работы и в этом году, привлекая к встречам депутатов сразу четырех уровней: сельского поселения, районного Совета, Государственного Собрания–Эл Курултай и депутата Государственной Думы или членов Совета Федерации от нашей республики.

В отчетный период продолжали укрепляться наши связи с Федеральным Собранием Российской Федерации. Мы не только отправляли на экспертизу наши законопроекты в профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации, но и принимали непосредственное участие в заседаниях комитетов и комиссий, Парламентских слушаниях. Это, несомненно, способствовало и улучшению качества собственных законопроектов и повышению квалификации депутатов. Ряд депутатов успешно продолжают обучение в Московской академии госслужбы.

Вопросы совершенствования законодательного процесса постоянно находились в центре внимания Президиума. По этим проблемам я выступал:
-в Совете Федерации Федерального Собрания, на пленарном заседании о необходимости принятия на федеральном уровне закона о горных территориях в феврале;
-на Совете законодателей России в Салехарде на тему «Государственное строительство и организация местного самоуправления в Республике Алтай» в сентябре;
-в октябре на Парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания на тему: «Развитие Федерализма: направление национально-региональной политики».

Совет Федерации Федерального Собрания очень внимательно следит за нашими усилиями и намерен в сентябре текущего года провести выездное заседание Центра по мониторингу законодательства Российской Федерации у нас, в г.Горно-Алтайске.

Кстати, по их рекомендации я выступил с сообщением о проблемах взаимодействия федерального и республиканского законодательства на заседании Московской городской Думы 17 апреля текущего года.
Кроме того, проблемы законодательства поднимались на заседании Координационного Совета «Наш общий дом–Алтай» в марте и на научно-практической конференции «10 лет Конституции Республики Алтай» в июне.
И самое главное–мы подготовили и провели месяц назад совещание «О состоянии республиканского законодательства на современном этапе: пути его совершенствования» с участием широкого круга депутатов, представителей Правительства Республики Алтай, федеральных структур исполнительной власти, органов суда, прокуратуры, муниципальных образований. Считаю, что состоялся серьезный, деловой и заинтересованный обмен мнениями, выработаны соответствующие рекомендации, и я очень надеюсь, что мы в самом ближайшем времени сможем продвинуться серьезно вперед по пути совершенствования нашего законодательства.

В качестве иллюстрации приведу еще один пример: в марте мы провели заседание круглого стола по вопросу «О состоянии и развитии культурного и духовного наследия народов Республики Алтай».
Сегодня процесс развития духовности через призму сохранения и культивации нематериального наследия очень остро нуждается в законодательно-правовом обеспечении. У нас есть федеральное законодательство, наш республиканский закон «О культурном наследии народов Республики Алтай». Новую редакцию мы приняли в 2003 году. Но этот закон регулирует только ценности культурно-материального наследия. Кстати, это был первый закон в Российской Федерации, а федеральный закон был принят лишь пять лет спустя.
Поэтому, мне думается, нам сегодня очень важно определиться, даже составить реестр всех объектов нематериального наследия, если мы хотим этому придать государственный статус, т.е. оказать государственную поддержку. Сегодня мы уже подошли вплотную к принятию такого закона. Мы должны разработать государственную программу сохранения и развития нематериального наследия.

Вообще, в отчетном году мы старались максимально широко привлекать к законотворческой деятельности как можно большее количество специалистов по различным отраслям знания, научные, природоохранные, религиозные, общественные организации путем проведения круглых столов, конференций, парламентских слушаний, выездных заседаний комитетов. И это уже приносит определенные результаты в повышении качества выносимых на рассмотрение сессий законопроектов с одной стороны и обеспечивает публичность, открытость работы депутатского корпуса, наполняет реальным содержанием его представительную функцию–с другой.

Считаю, что это наш магистральный пункт подготовки законопроектов, имеющих широкую социальную значимость.
Несколько подробнее остановлюсь на реализации Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», поскольку это имеет принципиальное значение.

Наметилась устойчивая тенденция по оптимизации законодательного обеспечения процесса наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Принимаемые Парламентом законодательные акты о наделении органов местного самоуправления отдельными госполномочиями приобретают унифицированный вид. До вынесения на сессию данные законопроекты систематически согласовываются с органами местного самоуправления.

В целях повышения эффективности реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование» часть отдельных госполномочий передается органам местного самоуправления. Приближенность данных органов к населению позволяет повысить оперативность осуществления мероприятий национальных проектов, например, в части денежных выплат медицинскому персоналу ФАПов и скорой медицинской помощи, выплаты вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководства и т.д.

В целях реализации нового Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации» депутаты РА вот уже на протяжении нескольких сессий тщательно прорабатывают законопроект, регулирующий предельные нормативы размеров оплаты труда муниципальных служащих в Республике Алтай. Так, изучаются и анализируются все поступающие в их адрес предложения и замечания органов местного самоуправления, органов государственной исполнительной власти РА для того, чтобы максимально объективно отразить в законопроекте все объективные факторы, влияющие на размер оплаты труда указанных лиц в разных муниципальных образованиях.

В связи с тем, что с 1 января 2008 года деятельность по опеке и попечительству признана полномочием региональной власти, в срочном порядке был решен вопрос о юридическом закреплении данных полномочий за органами местного самоуправления, поскольку фактически они уже на протяжении длительного времени являлись, непосредственно, органами опеки и попечительства.
Так же, в срочном порядке был решен вопрос по передаче органам местного самоуправления полномочий по выплате гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На сегодняшний день активно идет процесс законодательного обеспечения разграничения муниципальной собственности между муниципальными районами и сельскими поселениями, входящими в их состав. Уже рассмотрен и принят ряд законодательных актов в отношении Онгудайского, Майминского, Улаганского, Чемальского и других районов.
В рамках бюджетного законодательства Госсобрание осуществляет правовое регулирование предоставления местным бюджетам субсидий и других межбюджетных трансфертов. Кроме того, на законодательном уровне регламентируются вопросы взаимодействия государственных органов исполнительной власти РА с органами местного самоуправления как участниками бюджетного процесса «О бюджетном процессе в РА».

Вопросы конкретного, практического решения всех проблем местного самоуправления были предметом обсуждения и на заседаниях постоянно действующего Совета представительных органов при Государственном Собрании-Эл Курултай. В отчетный период мы провели четыре заседания. Обновленный Совет продолжил практику таких встреч уже в этом году.

Дальнейшее развитие получили в минувшем году и межпарламентские связи.
Летом 2007 года делегация Госсобрания–Эл Курултай Республики Алтай нанесла визит в Республику Татарстан, где ознакомилась с работой высшего законодательного органа республики, практикой работы муниципальных представительных органов, поделилась собственным опытом работы.
Этим летом мы ожидаем официальную делегацию Московской городской Думы во главе с ее Председателем В.М.Платоновым, намерены подписать соглашение и таким образом укрепить сотрудничество нашей республики с Московской Городской Мэрией.
Отрабатываются рабочие контакты с Республикой Калмыкия.

Вместе с тем, мы видим и существенные недостатки в нашей работе. Это и необходимость усиления контрольной деятельности за исполнением собственных решений; и нечеткое планирование и координирование законотворческого процесса; и оставление вне поля зрения некоторых предметов ведения. Имеется в виду критика на последнем президиуме участия, а вернее, самоустранение депутатов от управления республиканским государственным имуществом. И назревшая необходимость вернуться к механизму формирования и реализации депутатского запроса, и случающиеся организационные сбои.

Не вошло в постоянную практику и проведение «Правительственного часа», хотя проведение даже одного заседания показало, что эта форма работы по взаимодействию двух ветвей власти весьма действенна и рациональна.

Думаю, что продолжать перечень наших недостатков нет смысла, так как депутаты уже сделали это намного полнее и лучше на заседаниях комитетов. Просто по итогам обсуждения этого вопроса нужно принять хорошее, конкретное постановление, которое и послужит Президиуму программой и планом работы на предстоящий период.

Благодарю за внимание!