Уважаемые участники круглого стола!

От имени депутатов Республики Алтай я горячо и сердечно приветствую участников Форума, желаю всем плодотворной работы по выработке конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование правовых, управленческих механизмов развития Сибири!

Республика Алтай вошла в число 7 регионов–победителей в конкурсе по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Наша республика, действительно, является притягательным центром, который может стать туристической Меккой и духовным оазисом, и будет работать на благо России, как здравница и место отдыха, особенно для жителей необъятной Сибири. Горный Алтай обладает всеми факторами уникальной территории–это чистейший воздух, прекрасный ландшафт, национальная культура, историческое наследие, нетрадиционные формы медицины.
belekov7.jpg
Республика Алтай-регион с богатейшими туристическими традициями и уникальным рекреационным потенциалом. У нас лучшие в России возможности для занятий альпинизмом, рафтингом, скалолазанием. Мы входим в число двух сибирских регионов, где имеется 5 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - Телецкое озеро, гора Белуха, высокогорное плато Укок, Алтайский и Катунский заповедники.

Особый интерес в рамках масштабной программы ОЭЗ, включающей лечебно-оздоровительный, горнолыжный, экологический, водный, экстремальный и другие виды туризма, представляет проект «Алтайская долина», который реализуется на расстоянии двух десятков километров от республиканского центра – г.Горно-Алтайска. Здесь предусматривается максимум возможностей для большинства видов активного, познавательного, культурного отдыха, причем—семейного.

Скажу больше, реализация проекта «Алтайской долины» и целого ряда других позволит превратить Горный Алтай во всероссийскую, а в дальнейшем и международную базу туризма и отдыха. Реализация проекта ОЭЗ «Алтайская Долина» придаст региону статус места, где можно не просто прекрасно отдохнуть всей семьей, поправить здоровье и успокоить нервы, но также приобрести запас энергии на целый год, причем, в максимально комфортных условиях, отвечающих самым высоким международным стандартам. Государственные вложения в названный проект составят 9,367 млрд.руб., частные инвестиции планируются в пределах 10 миллиардов. Потенциал ОЭЗ составит около 94 тыс.чел. в год при максимальной загрузке 3 500чел. Будет создано при этом 2 400 новых рабочих мест.

Кстати, 1 августа текущего года состоялась презентация ряда объектов «Алтайской Долины», в которой приняли участие заместитель министра экономического развития Российской Федерации Станислав Сергеевич Воскресенский и руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алексеевич Алпатов, которые высоко оценили проделанную работу и плановые мероприятия на перспективу.

Говоря о развитии экономики республики и такой ее важной отрасли, как туризм, в части создания и функционирования особой экономической зоны, нельзя обойти деятельность Государственного Собрания-Эл Курултай республики по разработке и внедрению в практику эффективной нормативно-правовой базы. Депутаты республики приняли закон о туризме, где определены основные задачи и формы государственной поддержки туризма, предусмотрено ведение регионального реестра туристско-рекреационных зон, туристских маршрутов, субъектов туристской индустрии и отдыха.
Кроме того, установлены льготы для резидентов особой экономической зоны. Приняты законы, определяющие налоговые льготы в виде пониженной ставки транспортного налога, а также налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет.

Республиканская целевая программа «Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010г.г.», всесторонне обсужденная депутатами республики и принятая сессией Госсобрания, предполагает привлечение бюджетных средств для финансирования мероприятий по поддержке развития туризма в Горном Алтае.

Разумеется, все наши благие пожелания по развитию экономики республики, включающие и туристскую отрасль, могли бы остаться лишь на бумаге без ускоренного развития производственной инфраструктуры. Имеются в виду энергетика, транспорт, связь и поэтапная газификация Республики Алтай. Надо сказать, что и эти вопросы депутаты республики без внимания не оставили. В течение 2007 и первой половины текущего года на сессиях приняты целевые республиканские программы, в частности, о развитии аэропорта, сети автомобильных дорог, малой и средней энергетики.

Большую роль в доступности объектов туризма и отдыха на территории республики сыграет реконструируемый аэропорт г.Горно-Алтайска. Взлетная полоса аэропорта составит 2 300 метров, она сможет принимать средние и ближние магистральные самолеты с дальностью полета около 4-х часов класса Ан-24, Ан-74, Як-424, Боинг-737. Возобновление авиасообщения, реконструкция федеральной трассы М-52 (Чуйского тракта), а также строительство железной дороги до г.Горно-Алтайска также сделают наш регион более привлекательным.

В соответствии с федеральным законодательством, функционирование ОЭЗ в «особом» статусе предусмотрено в течение 20 лет. Именно такой срок достаточен, чтобы комплекс объектов, входящих в зону существовал в инвестиционном режиме. За этот период создаваемый курорт или база отдыха полностью структурируются и займут свою рыночную нишу для того, чтобы в дальнейшем конкретно участвовать в создании наилучших условий для полноценного отдыха как российских, так и зарубежных граждан.

На сегодняшний день помимо Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который, по сути дела, является главным правовым фундаментом строительства особых экономических зон, разработано и принято свыше пятидесяти нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положений закона. Можно сказать, что, в основном, формирование нормативно-правовой базы завершено. Однако на практике еще возникает множество правовых аспектов, которые необходимо регулировать на федеральном уровне.

В своем выступлении хотелось бы затронуть также проблемы сохранения природного и культурно-исторического ландшафта нашей территории в условиях ее активного освоения, самобытности проживающих здесь народов. Ведь именно благодаря духовности, внутренней культуре всех предыдущих поколений, трепетному отношению к Природе, жители Алтая сумели сохранить прекрасную, уникальную природу без глобальных потерь.

«Прекрасна моя родина - Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу томит. Какая-то редкая, первозданная красота. Описывать ее бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: все мало, все смотрел бы и дышал этим простором», - говорил Василий Макарович Шукшин.
Эти чувства нашего великого земляка разделяют жители не только соседних регионов, но, практически, все россияне и множество иностранных гостей. И если в прошлом году нашу республику посетило 800тыс. отдыхающих, то в этом году их количество значительно возрастет. Причем, большинство туристов добираются к нам на собственных автомобилях и размещаются самостоятельно на берегах рек Катунь и Бия. Представьте себе антропогенную нагрузку на природу Алтая! Ведь имеющиеся туристические базы не в состоянии принять такое количество приезжих в летний сезон. Выход мы видим в регулировании потока туристов, неукоснительном выполнении природоохранного законодательства. Да, у нас не в традициях уважать писаные законы, как это ни грустно признавать, но мы должны думать о том, что после нас останется нашим детям и внукам.

Очевидной стала необходимость перехода к такому развитию, когда обеспечивалось бы согласованное решение социальных, экономических и экологических задач, проблем культурного выживания в целях удовлетворения жизненных потребностей не только нынешнего, но и будущих поколений. Движение к устойчивому развитию необходимо начать с выделения территорий, которые имеют особое значение, как в национальном, так и в международном плане. В Республике Алтай этот вопрос поставили даже раньше, поскольку горные системы, одну из которых мы представляем, хрупки и весьма восприимчивы к порой бездумной человеческой деятельности.

С начала 90-х г.г. прошлого века в Республике Алтай принят ряд законодательных, управленческих и организационных мер, направленных на сохранение биологического разнообразия, рационального использования растительного и животного мира. Одними из первых в России мы разработали и издали «Концептуальную программу экологически устойчивого развития региона». Три зоологических резервата преобразованы в биологические заказники, создана зона покоя Укок, разрабатывается модель трансграничного биосферного заповедника «Алтай—наш общий дом», который должен охватить сопредельные территории России, Монголии, Китая, Казахстана и составляет Центральноазиатскую алтайскую горную систему.

Мы уже 5 лет успешно работаем в этом направлении с парламентами соседних государств в рамках международного координационного Совета «Наш общий дом Алтай».
В результате позитивного процесса развития сети особо охраняемых природных территорий Республика Алтай занимает ведущее место в нашей стране по показателю насыщенности природными охраняемыми территориями и объектами. Сегодня мы работаем над тем, чтобы добиться принятия на федеральном уровне закона об охране уникального объекта природы, резервуара исключительно чистой питьевой воды Телецкого озера.

Таким образом, при прогнозируемом развитии ОЭЗ Парламенту Республики Алтай предстоит координировать и контролировать осуществление хозяйственной, туристической, спортивно-оздоровительной деятельности в зоне объектов Всемирного наследия путем установления предельно допустимых правовых норм вредного воздействия на природную среду и установления научно-обоснованных квот на их посещение.

Не менее важно в данной связи принятие законодательных актов, касающихся состояния и развития культурного и духовного наследия народов нашей республики. Особенно остро стоит вопрос развития духовности через призму сохранения и культивации нематериального наследия. Нам сегодня очень важно определиться в части нематериального культурного и исторического наследия, даже составить реестр всех объектов такого наследия и принять на республиканском уровне закон и программу по сохранению и развитию нематериального наследия.

В заключение хотел бы коротко остановиться на роли азиатской части России, в частности, Сибири и Дальнего Востока в развитии нашего государства.

Сибирь и Дальний Восток составляют в совокупности более 75% территории России. При этом они занимают более чем скромное положение в российской экономике. За годы реформ по большинству показателей восточные районы потеряли даже те позиции, которые имели. Республика Алтай–самый наглядный пример этой печальной действительности.

Стратегической слабостью азиатской России по-прежнему является разительный дисбаланс между богатыми природными ресурсами и, следовательно, большим ресурсным потенциалом экономического развития региона, с одной стороны, и его малонаселенностью и неразвитой инфраструктурой, и перерабатывающей промышленностью, с другой.

И вместе с этим, именно территории Сибири и Дальнего Востока богатые лесом и полезными ископаемыми, скорее всего явятся определяющими в ходе решения геополитических задач российского государства. От развития Сибири будет зависеть в конечном итоге не только динамика развития всей российской экономики, но также и геополитическая ситуация, диктуемая ускоренным экономическим ростом наших восточных соседей, граничащих с обширными территориями Дальнего Востока, Западной и Восточной Сибири.

И всего в нескольких словах в своем коротком выступлении я бы хотел сказать о проблеме развития горных территорий. Как известно, в азиатской части России расположено 24 субъекта, имеющих на своей территории горные районы. Многие из них одновременно имеют статус районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Такие территории занимают 11,5млн. кв.км., или 67% от территории России. Численность населения составляет более 11млн.чел. Имеется более 40 особо охраняемых территорий. Однако необходимо отметить, что сегодня в России, в отличие от других стран, отсутствует правовое регулирование развития горных территорий как значительной ландшафтной составляющей страны.
Из-за объективных экономических условий стоимость обеспечения жизнедеятельности населения и затратность производства на таких территориях по научным оценкам, в 2-2,5 раза выше по сравнению с равнинными. Совокупность природно-климатических, социально-экономических и медико-биологических особенностей среды обитания создают дискомфортные условия, влияющие на жизнедеятельность населения.

Однако в настоящее время можно констатировать, что Российской Федерацией не уделяется должного внимания проблемам горных территорий; отсутствует национальная стратегия развития горных регионов. А без общей федеральной политики осуществление региональной политики и законотворчества в субъектах Российской Федерации по данным вопросам значительно затруднено.

Парламент Республики Алтай, как субъект законодательной инициативы, направил в 2005 году в Государственную Думу проект Федерального закона «О горных территориях Российской Федерации», проект был отклонен. Пользуясь трибуной Байкальского форума, прошу в итоговом документе отметить необходимость включения в план законодательной деятельности Государственной Думы Российской Федерации законопроект «О горных территориях России».

Спасибо за внимание.