Доклад был сделан в рамках темы Конференции «Особенности использования природных ресурсов в особо охраняемых природных» по теме: «Гуманитарно-правовая экология, как стратегия воспроизводства социоприродных ресурсов в особо охраняемых природных территориях (на примере разработки законопроекта о Телецком озере)».

В соответствии с Соглашением между Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Государственным Собранием Республики Алтай осуществляется подготовка консолидированной законодательной инициативы Законопроекта о Телецком озере. Настоящая инициатива осуществляется под руководством Председателя Совета Федерации, Руководителя Центра мониторинга права при Совете Федерации Сергея Михайловича Миронова, которым даны соответствующие поручения Центру мониторинга права при Совете Федерации Федерального Собрания РФ о непосредственном участии в данной законодательной деятельности.

Консолидированная законодательная инициатива также поддержана Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и лично Председателем Комитета Виктором Петровичем Орловым. Сформирована Рабочая группа по подготовке Законопроекта о Телецком озере. В ее рамках работает Методологический семинар, объединяющий ученых, экологов, представителей общественности. Настоящий доклад представляет интегральную позицию Рабочей группы, сформированную по итогам общественных слушаний, посвященных Законопроекту о Телецком озере, прошедших в июне 2009 года в Республике Алтай. Рабочая группа по подготовке законопроекта заинтересована в самом тесном гуманитарно-правовом сотрудничестве со всеми профессиональными силами страны, ответственными и заинтересованными в устойчивом гармоничном развитии социоприродных комплексов в особо охраняемых природных территориях.

Центр мониторинга права при Совете Федерации вот уже на протяжении ряда лет разрабатывает систему мониторинга законодательства и правоприменительной практики, выдвинул гуманитарно-правовую стратегию развития страны и ее конкретные применения в различных видах страновой деятельности. Сущность данной стратегии заключается в обеспечении механизмов непосредственного действия Конституции, а также приоритета прав личности, Человека и Гражданина в нормативно-правовой структуре системы жизненного пространства страны. Настоящая стратегия является методологической основой ежегодных Докладов Совета Федерации Президенту России «О состоянии законодательства в Российской Федерации».

Основанием для применения гуманитарно-правовой стратегии к экологической (природоохранной) страновой деятельности явилось стратегическое партнерство Государственного Собрания Республики Алтай и Центра мониторинга права в сфере создания и продвижения законопроекта, посвященного такому уникальному объекту Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, как Телецкое озеро.
Гуманитарно-правовая экология, как междисциплинарный подход, основанный на применении гуманитарно-правовой стратегии к вопросам экологии и организации жизнедеятельности в особо охраняемых природных территориях, основан на интегральном понятии «социоприродных ресурсов».

Как известно, наряду с природными ресурсами, включающими ресурсы земли, вод, атмосферы, а также космоса, ресурсы сырьевые и энергетические; можно выделить группу ресурсов социума, а именно: средства производства; трудовые ресурсы; ресурсы конечных потребительских благ; информационные ресурсы; финансовые ресурсы. Гуманитаризация экологического права обуславливает синтез природных ресурсов и ресурсов социума в единый комплекс социоприродных ресурсов, который именуется «системой жизненного пространства», имеющей привязку к конкретной природной территории.

Именно поэтому нормативный акт, посвященный Телецкому озеру, разрабатываемый Рабочей группой, в качестве предмета правового регулирования определяет систему жизненного пространства и называется «Об общих принципах организации системы жизненного пространства Телецкого озера».
Система жизненного пространства Телецкого озера определяется в законопроекте как социально-экологическая, природно-территориальная, социально-экономическая и историко-культурная система обеспечения и развития высокого качества и уровня жизнедеятельности людей на природной территории Телецкого озера. При этом социально-экологическая система понимается, как комплексное территориальное и региональное взаимодействие человека и природы, включающее, наряду с рациональным природопользованием и охраной природы, устойчивое инновационное соразвитие и гармонизацию жизнедеятельности человеческих сообществ и окружающей природной среды.

Жизненно необходима система природных ресурсов и ресурсов социума в особо охраняемых природных территориях в единой комплекс социальных ресурсов – в систему жизненного пространства уникальной территории как целостную систему воспроизводства ресурсов социума и содействия возобновлению природных ресурсов. В данной системе структурные ограничения ресурсов социума уникальной природной территории выступают в качестве продуктивных вызовов нового типа жизнедеятельности данного социума, формируют инновационный территориальный комплекс социально–экологических стратегий жизни людей и работы организаций.

Речь идет о развитии, стимулировании и поощрении различных видов экологически ответственной деятельности гражданских инициатив, инновационных малых и средних предприятий, некоммерческих организаций, таких как экологический, научный, краеведческий туризм, «экологически чистая», интеллектуально-информационная, научно-исследовательская деятельность по созданию инноваций, инфраструктур, институтов, а также особо значимая в условиях мирового экологического кризиса венчурная, научно-технологическая деятельность по содействию возобновлению природных, созданию эффективных моделей развития социоприродного жизненного пространства.

Гуманитарно-правовая миссия законопроекта «Об общих принципах организации системы жизненного пространства Телецкого озера» следует принципу «трех Г» (Гуманизация, Гармонизация, Глобализация), выдвинутому в пятом Ежегодном Докладе (2008г.) Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации».

Применительно к настоящему Законопроекту это означает:

-гуманизация экологического права, активизация гуманитарного потенциала заботы о природе, признание Человека как определяющего субъекта системы жизненного пространства;

-гармонизация отношений человека и природы в системе жизненного пространства, включающая гармонизацию законодательства ведомства, отраслевого на принципах целостности, системности, интегральности, гармонизацию федерального и субъектов гармонизацию всей системы общественных, регионально-территориальных и природных, биосферных взаимоотношений;

-экологически ответственная глобализация, основанная на моделях стратегического интегрального управления социоприродными ресурсами, регулирование на единых принципах международного и общенационального права.

Настоящая миссия определяет инновационный статус разрабатываемого законопроекта по отношению к традиционному ведомственно-отраслевому правовому регулированию, а именно – интегральное гуманитарно-правовое регулирование, которое, тем самым, преодолевая и формируя узкоспециализированные стереотипы отраслевого права и выходит на новый уровень системно регулирующего воздействия (гуманитарно-правового синтеза). В ходе выработки настоящего подхода мы тщательно изучили опыт работы над нормативными правовыми актами, определяющими регулирующие воздействия в особо охраняемых природных территориях озера Байкал, Ладожского озера. Приамурского бассейна.

Региональная, страновая и планетарная роль уникальных природных территорий, объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО как раз и заключается в том, чтобы стать «законодателями» нового, экологически ответственного типа, качества и уровня жизни поселений, полигонами социоприродной гармонии, системно интегрированного воспроизводства и возобновления ресурсов социума и ресурсов природы на поселенческом уровне социоприродной организации. Ведь в стране согласно 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» образованно свыше 24тыс. поселений (муниципальных образований). Для каждого из вновь образованных поселений актуальнейшим, системным вопросом местного значения является обеспечение социоприродного баланса на своей территории, в своей системе жизненного пространства, на уникальной для жителей малой родине.

Закон о Телецком озере, Закон о Байкале должны стать Голосом самого Телецкого озера, Голосом самого Байкала для народов мирового сообщества, т.е. донести до Человека Заповедь уникальной природы, напомнить ему о великом законе сродства Человека и Природы.