Уважаемые коллеги!

Тема парламентских слушаний по участию граждан и общественных объединений в охране общественного порядка сегодня в нашем обществе очень своевременная и актуальная. Без широкого взаимодействия с гражданским обществом невозможно эффективно защищать права человека. Охранять общественный порядок значит, в конечном счете, обеспечивать национальную безопасность страны. belekov9.jpg

Многие субъекты Российской Федерации, не дожидаясь принятия соответствующих федеральных актов, уже ввели у себя такие институты. Не отстает в этом отношении и Республика Алтай. У нас Закон «Об участии населения Республики Алтай в охране общественного порядка» был принят еще в 2003 году.

Охрана общественного порядка—это та сфера, в которой ежедневно пересекаются интересы практически всех граждан страны. Без поддержания спокойствия, правопорядка в общественных местах невозможно нормальное функционирование государственных и общественных институтов. Поэтому важно, чтобы в поддержании такого института участвовали сами граждане.

С другой стороны, открытость силовой структуры, работающей в непосредственном тесном контакте с людьми, позволяет осуществлять общественный контроль над деятельностью органов внутренних дел, повышает правовую культуру населения и способствует формированию нового облика сотрудника.

Вместе с тем состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах далеко от совершенства. В последнее время в нашей стране обозначились негативные тенденции в динамике криминальных проявлений в местах массового пребывания граждан. Последние пять лет по данным статистики, «уличная преступность» прирастает на 10-15%% ежегодно. Причем «корыстно-насильственные проявления (кражи, грабежи, разбойные нападения) увеличились за это время в три раза и теперь составляют 70% уличных преступлений.

Поэтому выходом из создавшейся ситуации может стать законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка», который был внесен в Государственную думу группой депутатов и членов Совета Федерации. Согласно данному законопроекту, порядок на улицах должны поддерживать сами граждане. Подключиться к охране может любой гражданин и в одиночку, если он решит «содействовать органам внутренних дел» или «сотрудничать на внештатной основе» с ними, а также в тех случаях, когда у человека возникнет желание обратиться в милицию с предложениями по вопросам охраны общественного порядка, но наиболее предпочтительной формой могут стать народные дружины.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_zal1.jpg

В наше время граждан значительно труднее привлечь к участию в охране общественного порядка. По сравнению с советским временем степень угрозы причинения вреда имуществу, здоровью и жизни дружинника значительно возросла. Чтобы привлечь граждан к участию в охране общественного порядка необходимо предоставить им соответствующие условия, определенные полномочия, обеспечить четкое взаимодействие с правоохранительными органами, а также разработать систему мер поощрения.

Решение о создании народных дружин должно приниматься органами местного самоуправления. На них же возлагается ответственность по финансированию деятельности этих формирований. Следить за порядком дружинники обязаны в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.

В настоящее время вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентированы не связанными друг с другом федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами более чем 50 субъектов Российской Федерации.

С принятием данного законопроекта позволяется включить в обеспечение правопорядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан, создать условия для самозащиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка, будет способствовать наведению правопорядка в общественных местах.

Но принятие данного законопроекта несомненно вызовет много споров и дискуссий в нашем обществе. Некоторые полагают, что появление таких дружин, будет означать, что со своими профессиональными обязанностями «не справляется тот, кто обязан справляться», т.е. правоохранительные органы, при этом добавляя, что если дружинники смогут «хоть немного снизить уличную преступность, будет уже хорошо».

Но тут надо сказать, что без помощи общественности правоохранительные органы не смогут обойтись, т.к. в любом обществе правопорядок определяется, прежде всего, поведением самих граждан. И чем большая часть населения заинтересованно участвует в охране общественного порядка, тем четче устанавливается правопорядок как таковой.

Благодарю за внимание!