Уважаемые участники Совета!
Уважаемые гости и приглашенные на IХ заседание Международного координационного Совета «Наш общий дом–Алтай», объединяющего Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) и Алтайский округ СУАР КНР, Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки Монголии, Восточно-Казахстанскую область Казахстана, Алтайский край и Республику Алтай Российской Федерации.
 

Общая история связывает наши четыре государства, а современные тенденции мирового развития говорят о том, что в Алтайском регионе может быть разработана новая модель межгосударственного сотрудничества с опорой на приграничные территории.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_belekov19.jpg Наша республика, как административно-территориальная единица Российской Федерации, образована в 1991 году. В июле будущего года исполняется только 20 лет, как мы обрели республиканский статус. Но за этот краткий миг исторической перспективы мы можем объективно констатировать, что Республика Алтай состоялась, как полноценный субъект России. Налажена конструктивная работа всех ветвей власти, сформирована республиканская законодательная база во всех сферах жизнедеятельности, достигнута консолидация общества. В республике нет межнациональных конфликтов, религиозных и межконфессиональных антагонистических проявлений. Мощная поддержка из федерального центра, в русле проводимой социальной политики Президента РФ Д.Медведева и Председателя Правительства РФ В.Путина, позволили нам реализовать все намеченные планы по развитию республики и обрести уверенность, что у нас сформировались предпосылки для долгосрочного роста.

В 2008 году была разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай до 2028 года. Этот документ определяет сценарий социально-экономического развития Республики Алтай на долгосрочную перспективу с учетом имеющихся базовых возможностей региона. Разработан скорректированный прогноз социально-экономического развития РА на 2009 год и на период до 2011 года с учетом влияния финансового кризиса. Разработаны проекты инвестиционных соглашений между Правительством Республики Алтай и организациями, инвестиционным проектам которых придан статус объектов регионального значения.

Одним из перспективных социально-экономических проектов, реализуемых в республике, является развитие туризма. Это направление должно послужить локомотивом всей экономики республики. По оценкам специалистов через несколько лет республика должна стать самодостаточным, динамично развивающимся регионом.

Огромное значение для развития туризма имеет создание в республике особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Это дает возможность привлечь серьезные инвестиции и успешно развивать важный для экономики республики сектор–туризм и связанные с ним виды бизнеса.

Особая экономическая зона–это крупнейший проект, который дает возможность комплексного, системного развития региона, является точкой роста для многих отраслей. С реализацией проекта зоны мы связываем развитие в республике строительной отрасли, переработки лектехсырья, пантовой продукции, фототерапии и множества других смежных отраслей, продукция которых будет востребована туристами.

Установлены налоговые льготы для резидентов особой экономической зоны. Приняты законы, устанавливающие налоговые льготы в виде пониженной ставки транспортного налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет.

Очевидно, что без притока инвестиций невозможно интенсивное развитие региона. Привлечение частных инвестиций–единственный путь, который может дать реальный экономический рост.

Мы активно занимаемся привлечением крупных инвесторов и совершенствованием законодательства. Введен в действие механизм предоставления на конкурсной основе статуса регионального значения крупным инвестиционным проектам. Разработана система льгот и преференций. Это и субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов в российских кредитных организациях, и предоставление государственных гарантий для привлечения кредитов, и налоговые льготы, и другие меры.
Работа с инвесторами на протяжении последних лет дает свои результаты. Серьезные инвестиции сегодня вкладываются в туризм, в промышленность, в энергетику, транспортную инфраструктуру. Программы инвестиционной привлекательности разрабатывают все муниципальные образования республики.

Алгоритм нашей деятельности на современном этапе определяется сохранением преемственности проводимой политики, концентрацией усилий на решении конкретных, наиболее значимых задач, приданием устойчивого динамизма преобразованиям, обеспечивающим экономическую и социально-политическую стабильность региона, повышение качества жизни граждан. По сути это является, в конечном счете, отражением интересов населения, все наши преобразования направлены на улучшение жизни людей, их социальную защищенность в меняющихся условиях.
Все это способствует улучшению имиджа Республики Алтай, повышению внимания к республике со стороны федеральных органов государственной власти, бизнес-сообществ зарубежных государств и российских регионов и находит отражение в конкретных соглашениях и протоколах.

В сотрудничестве Республики Алтай с Китайской Народной Республикой приоритетом является расширение приграничного сотрудничества с Синьцзян-Уйгурским Автономным округом Китая (СУАР КНР) и укрепление дружественных связей Республики Алтай и СУАР КНР в рамках реализации ранее подписанных Протоколов намерений.

Предусматривается развитие инвестиционного сотрудничества Республики Алтай и регионов Китая, в рамках деятельности созданной на территории Республики Алтай Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на инвестиционной площадке в районе оз.Манжерок уже осуществляет деятельность крупный инвестор, инвестировавший на 01.01.2010г. более 2млрд.руб. Общий объем частных инвестиций за весь период реализации проекта составит 10млрд.руб. Правительство Республики Алтай присвоило статус регионального значения данному инвестиционному проекту и в рамках государственно-частного партнерства в 2009 году направило для субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным на его реализацию 81млн.руб., на создание инфраструктуры—198,6млн.руб.

Важным моментом в развитии торговых отношений Республики Алтай и КНР является начало строительства в районе МАПП «Ташанта» на российско-монгольской границе транспортно-логистического терминала (ТЛТ), развитие которого осуществляется в соответствии с Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах приближенных к государственной границе Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации. Строительство ТЛТ обеспечит прирост товарооборота через МАПП «Ташанта» в связи с окончанием в 2010 году строительства автодороги протяженностью 210км: Даян (Китай)–Цааган-Нур (Монголия)–Ташанта (РФ) с выходом на Чуйский тракт России.

Внешнеторговый оборот между Республикой Алтай и Монголией за 1 полугодие 2010 года составил 692,2тыс.долл. США.

Ежегодно делегация республики принимает участие на заседаниях Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Монголо-Российской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

urumchi2.jpg В настоящее время предлагается предусмотреть осуществление следующих мероприятий по развитию российско-монгольского регионального и приграничного сотрудничества:

-в рамках заключенных Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Республикой Алтай и западными аймаками Монголии (Кобдосским, Баян-Ульгийским и Увсунурским) для увеличения товарооборота активизировать сотрудничество с приграничными аймаками, организовывать встречи представителей бизнеса на уровне торгово-промышленных палат Республики Алтай и Монголии;

-для развития и увеличения товарообмена с Западной Монголией продолжить работу по развитию транспортного сообщения Ташанта (Россия)–г.Кобдо (Монголия)-Тайкишкен-Булган (Китай);

-предусмотреть развитие инвестиционного сотрудничества Республики Алтай и регионов Монголии в рамках деятельности созданной на территории Республики Алтай Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Алтайская долина» и созданной на территории Баян-Ульгийского аймака Монголии Особой экономической зоны «Цааганнур»;

-в целях развития пунктов пропуска на российско-монгольской границе осуществить обустройство международного автомобильного пункта пропуска «Ташанта» с соответствующей инфраструктурой с российской стороны.

В сотрудничестве Республики Алтай и Республики Казахстан приоритет отдается приграничной Восточно-Казахстанской области.

В настоящее время в рамках VII-го форума межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан с участием глав государств, планируется заключение Соглашения о приграничном торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Алтай Российской Федерации и Акиматом Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Подписание Соглашения усилит потенциал сотрудничества с Республикой Казахстан в политической, экономической и культурной сферах.

К сожалению, приграничная торговля Республики Алтай с Казахстаном развивается не столь динамично, несмотря на огромный потенциал сторон в этой сфере деятельности. В то же время отмечается позитивное укрепление связей в сферах культурного и научно-технического сотрудничества.

В целях дальнейшего развития сотрудничества Республики Алтай и Казахстана Республикой Алтай предлагается:

-осуществлять взаимодействие в области рационального освоения туристских ресурсов, сооружения объектов туристской индустрии и создания инфраструктуры, обеспечивающей развитие сферы туризма в Республике Алтай и Восточно-Казахстанской области;

-проработать вопросы поставок в Казахстан продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и продовольствия, производимых на территории Республики Алтай;

-изучить возможность организации поставок из Республики Алтай лекарственного растительного и животного сырья, мумие, консервированных пантов марала и др.

12 лет назад здесь, в Урумчи, в сентябре 1998 года по инициативе Республики Алтай был подписан протокол намерений о необходимости принятия «Алтайской конвенции» по устойчивому развитию Алтайских Горных Регионов, целью которой являлось бы развитие всего АГР, учреждение трансграничного Биосферного Заповедника согласно стандартам Севильской стратегии биосферных заповедников ЮНЕСКО. После заключения Алтайской конвенции, которую предполагалось подготовить на основе опыта стран-участников Альпийской конвенции, должна была быть создана рабочая группа по подготовке специального Соглашения по охраняемым районам для подписания правительствами государств, заключивших Алтайскую конвенцию. Однако договоренности так и остались на бумаге.

На конференции на оз.Ая в Горном Алтае в июле 2000 года, посвященной социально-ориентированным экологическим проблемам сопредельных территорий Алтае-Саянского региона, была принята духовно-экологическая хартия Алтае-Саянского региона и резолюция, в которых наиболее полно отражен культурно-экологический подход к организации и перспективам межрегионального сотрудничества.

Важно отметить, что на этой конференции также было сделано предложение создать регулярно действующий Алтае-Саянский Горный Форум, который мог бы включать в себя ученых, представителей местных административных органов, общественных организаций и фондов, работающих на данной территории. Сформулированы цели и задачи Форума, большей частью направленные на сохранение природного биоразнообразия гор Алтая и повышения роли общественных организаций природоохранного профиля. Но это предложение на практике также пока не реализовывается.

Истекшие 12 лет—сакральная цифра для народов, населяющих евразийский континент. Они заставляют нас еще раз вернуться к проблеме и принять действенные меры на сегодняшнем заседании Совета. Тем более, что за истекшее время в своем экономическом сотрудничестве мы продвинулись более серьезно, что видно на примере развития экономических связей нашей республики. Я надеюсь, что при обсуждении этой тематики коллеги меня поддержат.

Убежден, что при выполнении взаимовыгодных соглашений и обязательств, шаги по укреплению политических, экономических, культурных связей между нашими регионами на основе исторической общности народов населяющих Алтай приведут к повышению благосостояния наших граждан, что, по сути, является конечной целью любого государства.

Благодарю за внимание!