Уважаемые участники Круглого стола!

Наша встреча проводится в связи со знаменательным событием. Сегодня, 25 октября исполнилось ровно 20 лет со дня принятия Горно-Алтайским областным Советом народных депутатов Декларации о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной области.

Решением Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов юридически была провозглашена Горно-Алтайская автономная Советская Социалистическая республика.

На основании этого документа 3 июля 1991 года был принят Закон РСФСР №15-36 «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую республику в составе РСФСР». c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_belekov23.jpg
Эта дата имеет огромное значение не только для нашей республики, но и для всей страны.
Фактически именно с этого момента в составе провозглашенной Российской Федерации появилась еще одна республика. Федерация начала обретать реальное полновесное содержание и свои конкретные черты.

Федеративное устройство нашего государства–уникальный во всем мире опыт федерализма. Россией был пройден непростой путь и, как справедливо отмечает в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, «…государственная политика в этих вопросах во многом осуществлялась путем проб и ошибок, с учетом опыта других государств и сложившихся в мире форм федерализма. Но ведь такой многосубъектной, многонациональной, многоконфессиональной федерации, как Россия, в мире больше не существует».

Присутствующим здесь уважаемым коллегам хорошо известно, какими разными, неповторимыми и трудными путями происходило формирование каждой из республик нашей страны. Чем лучше мы будем знать историю становления своей республики, являющейся важнейшим этапом как в развитии истории наших народов, так и Российской Федерации в целом, тем лучше будут решаться и многие практические вопросы.

В основу федеративного устройства России положены национально-территориальный и административно-территориальный принципы. Суть федерализма - это горизонтальное выстраивание государства с тонким учетом социально-экономических и культурно-исторических интересов народов, населяющих субъекты Российской Федерации. Если в этом взаимодействии достигается гармония, то результатом всегда является всестороннее укрепление государства, как в целом, так и его частей. И наоборот, перекосы в сторону излишней централизации или регионализации ведут к ослаблению государства, не приносят блага и самим регионам.

Уникальна история взаимоотношения Российского государства и алтайского народа, добровольно вошедшего в состав Российской империи на основе определенных условий и договоренностей, особенно по вопросам земли, сохранения самобытности, самостоятельности в своих внутренних делах, обычаях и религиозных верованиях.

Какие бы исторические коллизии ни возникали позже, сам исторический факт национально-государственного строительства не отменялся. На этом непростом пути были и весомые результаты, и упущенные возможности. Одним из первых регионов в постсоветской России Республика Алтай закрепила в ст.2 Конституции Республики Алтай принципы демократии, законности, народовластия, единства и целостности территории, равноправия народов, приоритета прав и свобод человека и гражданина, разделения властей, гармонии общечеловеческих и национальных ценностей.

В преамбуле нашей Конституции дана четкая формулировка этого процесса: «Добровольное вхождение алтайцев в состав России и длительное нахождение под ее юрисдикцией создали условия для сохранения исторической территории, образования государственности, сохранения национальной самобытности и принятия первой Конституции Республики Алтай».

Республика разработала стратегию общественных преобразований, в которой были учтены интересы всего многонационального народа и свойственные только нашей республике особенности исторического, экономического, культурного и геополитического характера. В результате удалось реализовать постепенный переход на новые пути развития.

Повышение статуса республики, усиление самостоятельности, реальные федеративные отношения обусловили значимые позитивные результаты новейшего времени. Республика вышла на принципиально новый уровень социально-экономического развития. Сегодня в республике успешно реализуются крупные проекты развития: идет процесс газификации, реконструируется аэропорт, ведется дорожное и жилищное строительство, закладываются объекты гидроэнергетики, создается инфраструктура особой экономической зоны.

В каждом субъекте Федерации реализуется множество инвестиционных проектов. Но создание свободно-экономической зоны туристско-рекреационного типа - это особая «метка», которая означает особый статус Республики Алтай как территории развития, региона с большими перспективами, - сказал полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Александрович Толоконский во время визита в нашу республику 21 октября 2010 года.

Остатки опасений о возможном в будущем изменении статуса Республики Алтай были окончательно устранены заявлением Полпреда Президента РФ: «Убежден, государство сегодня заинтересовано в том, чтобы повысить инвестиционную и социальную привлекательность таких территорий, как Республика Алтай. Именно здесь, за счет не столь больших усилий и вложений можно добиться быстрых и качественных изменений в экономике и социальной сфере».
Уверен, что многолетний позитивный опыт, как Горно-Алтайской ССР, так и современной Республики Алтай, говорит в пользу дальнейшего развития федерализма, укрепления и углубления федеративных отношений. В этом процессе регионы играют заметную роль.

Конституционализм в нашей стране, бесспорно, работает на необратимость процессов демократизации общества, на сбалансированное построение федеративного государства, взаимоотношений центра и регионов, всех ветвей власти друг с другом. Поэтому Президент страны Д.А.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации ставит ряд насущных и конкретных проблем сегодняшнего дня в этой сфере:

«...Первое. Достигнуть оптимального балансаразграничения полномочий между Федерацией и регионами;

Второе. Определить схему оптимального размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти;
Третье. Разработать механизм учета и поддержки законодательных инициатив субъектов Федерации;

Четвертое. Строить национальную политику на базе поддержки и развития национальных традиций и культур».


Мы с уверенностью можем утверждать, что вся политика Республики Алтай направлена на решение этих жизненных для страны задач.

Уважаемые коллеги!

Тема развития федерализма для нашей многонациональной России всегда была и будет актуальной и злободневной.
Я уверен, что мы все единодушны в своем желании укреплять мощь нашего федеративного государства, развивать культуру наших народов, их историческое, национальное самосознание. Для дальнейшего укрепления федерализма необходима четкая и целенаправленная работа федерального центра и его регионов.Наша республика своим успешным развитием является ярким свидетельством правильности курса развития и укрепления федеральных отношений.

Благодарю за внимание.