Уважаемые участники совещания!
 

Вашему вниманию представлен Доклад «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2010 году». Он стал уже четвертым базовым аналитическим докладом, ежегодно подготавливаемым Парламентом Республики Алтай, начиная с 2007 года в целях формирования единого правового пространства в Республике Алтай.

В течение ряда лет мы очень серьезно и системно подходим к мониторингу законодательства Республики Алтай. Не стал исключением и анализ состояния законодательства в 2010 году. Главным итогом такой аналитической работы является вывод о достаточно высоком уровне действующего республиканского законодательства. В тоже время жизнь не стоит на месте, происходят постоянные изменения федерального законодательства, и Парламенту Республики Алтай необходимо оперативно реагировать на изменение ситуации. Это существенно повышает эффективность применения законов и подзаконных нормативных правовых актов Республики Алтай.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_belekov.jpg Подготовленный Доклад «О состоянии законодательства в Республики Алтай в 2010 году» является важнейшим показателем качества работы Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, так как анализирует задачи и перспективы работы по законодательному обеспечению основных направлений социально-экономического развития Республики Алтай. Данный документ является комплексным инструментом подведения итогов работы законодательной системы нашего региона в 2010 году и определения перспектив ее дальнейшего развития.

Отмечу, что в 2010 году Парламентом Республики Алтай принят ряд нормативных правовых актов Республики Алтай, связанных с дальнейшим совершенствованием избирательного законодательства, формированием и работой Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и направленных на модернизацию и совершенствование политической системы в нашем регионе. Эта деятельность Парламента Республики Алтай будет продолжена в 2011 году.

Также в 2010 году Парламентом Республики Алтай принят важнейший стратегический документ-Закон Республики Алтай «О программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014г.г.», определяющий своей целью создание условий для повышения уровня благосостояния и качества жизни населения, проживающего на территории Республики Алтай, развитие производственного, трудового и интеллектуального потенциала Республики Алтай. Считаю, что программные мероприятия, закрепленные в Законе Республики Алтай, подлежат системному мониторингу и анализу в целях их соотнесения с требованиями Закона Республики Алтай «О стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года», принятого Парламентом Республики Алтай в 2008 году.

В данной связи отмечу также необходимость разработки концепции национальной политики в Республике Алтай как одной из важнейших составляющих государственной политики нашего региона. Национальная политика должна стать консолидирующим фактором, основой межнациональных отношений в Республике Алтай, направленных на отражение всего многообразия интересов населения республики в социально-экономической и политической сферах жизнеобеспечения, в т.ч. в законодательной сфере.

Данные вопросы предлагаю профильным Комитетам поставить на постоянный контроль.

Вместе с тем, ряд важнейших задач, даже уже прописанных на законодательном уровне, по-прежнему не находят необходимой реализации и подкрепления на уровне правоприменения.

zal.jpg 2010 год для депутатов Республики Алтай был сложным в политическом плане: в марте прошли выборы в Парламент Республики Алтай, в течение довольно длительного времени решались вопросы внутренней организации работы законодательного органа. В силу этих обстоятельств без должного внимания депутатов Республики Алтай остались вопросы внедрения на территории Республики Алтай новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Следствием этого явились многочисленные обращения жителей Республики Алтай в Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай. Этой ситуации вполне можно было избежать при условии системного контроля за процедурой внедрения новой системы оплаты труда со стороны профильного Комитета Парламента Республики Алтай.

Кроме того, жители Республики Алтай на встречах с депутатами Республики Алтай задают много вопросов о правоприменении в сферах земельного, лесного и природоохранного законодательства. И речь в первую очередь идет не о наличии пробелов законодательного регулирования, а о неудовлетворительной правоприменительной практике республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления, сложившейся в нашем регионе. Считаю, область правоприменения этих сфер является жизненно важной для населения Республики Алтай, в связи с чем Парламенту Республики Алтай необходимо уделять более пристальное внимание данному вопросу.

Проведенный системный мониторинг законодательства Республики Алтай за 2010 год выявил необходимость более структурированного подхода к законодательному процессу в Республике Алтай, связанного не только с принятием законодательных актов Республики Алтай, но и с должной аналитикой качественных изменений, повлекших действие конкретного закона Республики Алтай.

В этой связи отмечу основные направления предстоящей работы.

Первое. Нам необходима инвентаризация всех спорных ситуаций, возникших по поводу трудностей, возникающих в практике применения законодательных актов Республики Алтай. Эти коллизии могут быть различными-от наличия пробелов в федеральном законодательстве, самом законе Республики Алтай и до отсутствия должного регулирования вопросов на уровне подзаконных нормативных правовых актов Республики Алтай.

Второе. Параллельно с этой работой необходимо приступить к систематизации республиканского законодательства и формированию досье на каждый закон Республики Алтай с целью создания постоянно действующей в Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай системы мониторинга законодательных актов Республики Алтай, а также осуществления действенного контроля за их исполнением.

Третье. Нам необходима систематизация правоприменительной практики в Республике Алтай, как на уровне действующих законов Республики Алтай, так и подзаконных нормативных правовых актов Республики Алтай. Это позволило бы нам подойти к вопросу совершенствования и развития всего массива действующего республиканского законодательства не просто из ситуативных соображений, а уже на серьезной плановой основе.

Четвертое. Главным импульсом планирования законопроектной работы в 2011 году должна стать концептуальная проработка потребностей в совершенствовании законодательства Республики Алтай исходя из актуальных задач государственной политики, определенных в послании Президента страны, в федеральных нормативных правовых актах, иных программных документах.

Приведенные предложения, а также направления совершенствования республиканского законодательства, отраженные в Докладе «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2010 году», свидетельствуют о наличии значительного количества вопросов, требующих законодательного регулирования на уровне Республики Алтай. Полагаю, что важнейшим вектором работы Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, наряду с мониторингом в 2011 году, должна стать оценка эффективности законодательства Республики Алтай и последующая оптимизация законодательных норм.