c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_30_06_11_IMG_8684.JPG

Уважаемые земляки и дорогие гости!

От всей души поздравляю вас с торжественной датой. Ровно 255 лет назад наши предки выбрали путь алтайского народа, и сегодня мы, благодарные потомки, чествуем это событие как единственный верный исторический выбор, благодаря которому полноправно живем наравне с другими субъектами Российской Федерации.

История Алтая теснейшим образом связана с историей и судьбой Российского государства. В истории государств и народов есть немало событий, резко изменивших их судьбу. Для Алтая таким переломным моментом стал Указ императрицы Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 года, санкционирующий вхождение алтайского народа в состав российской империи.

Этот исторический выбор предопределил судьбу алтайского народа, его дальнейший исторический путь в составе России. Надо отметить, что вхождение в российское подданство происходило добровольно. Тому способствовали долголетние, достаточно широкие торговые, культурные и хозяйственные связи алтайцев с русскими переселенцами с начала XVIII века.

Приняв подданство России, алтайский народ получил защиту от внешнего вторжения. При этом он сохранил элементы самоуправления, права на свои земли и возможность исповедовать свою веру. Все это консолидировало и укрепило до этого разрозненные алтайские племена. Большую роль в развитии отношений, взаимопроникновении культур, проявлении любви и преданности родному краю и государству сыграл русский язык.

Выстраивая отношения с народами, входящими в состав России, российское государство поддерживало уважительное взаимодействие всех национальных культур и языков.

Надо отметить, что алтайский народ вошел в состав России со своими обширными землями и неисчислимыми богатствами, охватывающие огромные территории Центрально-Азиатского пространства - Алтайских гор. События, связанные с добровольным вхождением алтайского народа в состав России, сыграли также большую роль в укреплении позиции Российского государства в Центральной Азии того периода.

Присоединение к России открыло для алтайцев перспективу дальнейшего их исторического развития. Еще более тесное общение с русскими, совместная жизнь с ними создавали благоприятные условия для взаимообогащения, экономического и культурного роста.

Именно благодаря широте русского характера и отзывчивости, его генетической толерантности и традиций взаимоуважения, алтайский народ сохранил свою национальную самобытность и реализовал многовековую мечту образования государственности в российском отечестве.

Сегодня уместно будет вспомнить основные этапы, которые привели нас к принятию на третьей сессии областного Совета народных депутатов 24 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной области, в которой было провозглашено о создании автономной республики в составе РСФСР, а 3 июля 1991 года и образованию Республики Алтай.

Идея создания республики на нашей территории возникла не вдруг, не на пустом месте, а в далекие 1917-1918г.г. XX века. После февральской революции 1917 года усилилось стремление к самоуправлению, образованию своей государственности. На Алтае это движение возглавил Г.Н.Потанин –ученый и путешественник и профессор Томского университета В.И.Анучин, они вошли в отечественную историю как «областники». Их единомышленником был лидер алтайского народа в борьбе за самоопределение и создание его государственности выдающийся алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин.

С точки зрения исторической правды, мы можем сегодня смело сказать, что во многом благодаря их действиям 1 июня 1922 года Декретом ВЦИК была образована Ойротская автономная область.

В обращении ревкома области «К населению Ойротской автономной области» от 3 августа 1922 года совершенно не случайно прозвучала такая фраза: «Давняя заветная мечта туземцев Алтая исполнилась: долгие годы лишенные гражданского права народы получают таковое из рук рабоче-крестьянской власти... Трудящимся Ойротской автономной области надлежит сбросить с себя рабское безразличие и энергично приняться самим устраивать свою жизнь и благополучие... Благополучие Ойротского народа зависит от благополучия РСФСР, экономическая мощь Советской республики – есть экономическая мощь всех малых народов, входящих в РСФСР, поэтому в деле возрождения народного хозяйства в Республике Советов, население Ойротской автономной области должно принять активное участие». Вслушайтесь, как современно это звучит!!!

Автономная область была достаточно самостоятельна в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства, охране окружающей среды, сохранения языка, традиций. Но при этом автономия не давала достаточных возможностей для развития Горного Алтая, и уже в середине 50-х годов руководство области в лице Н.М.Киселева и Ч.К.Кыдрашева поставило вопрос о повышении статуса автономии. Но тогда это не нашло поддержки. Лишь с развитием демократических процессов с середины 80-х годов процесс возобновился. Об этом было публично заявлено М.В.Карамаевым на сессии Верховного Совета РСФСР в ноябре 1989 года, а в мае 1990 года В.И.Чаптынов выступил по этому вопросу на I-ом съезде народных депутатов РСФСР.

Двадцать лет образования республики, которое мы сегодня отмечаем – это с одной стороны всего лишь краткий миг истории, а с другой – целая эпоха, вместившая в себя смену государственного строя, общественно-политической формации, смену форм собственности, идеологии. На гребне тысячелетий, гребне социального перелома, через революции, поляризацию мировоззрений, неизбежные споры – пролегал путь к гражданскому обществу.

В годы революции время спрессовывается чрезвычайно. Но и в абсолютном измерении 20 лет это много, к примеру, всего 150 лет исполнилось отмене крепостного права в России. Кстати, на Алтае никогда не было рабства и это сформировало на генетическом уровне свободолюбивый характер нашего народа.
Алтай уже четверть тысячелетия в составе России, его неотъемлемая часть. Когда в России начались в 80-е годы демократические процессы, у нас произошел всплеск пассионарности – выразившийся в стремлении добиться самоопределения, стать хозяином своей судьбы. Безусловным лидером этого движения стал В.И.Чаптынов, объединивший самые прогрессивные силы в борьбе национальной автономии за самостоятельность.

Вспомним, как все это происходило. Сегодня в зале, в президиуме нашего совместного заседания сидят люди, которые были у самих истоков зарождения идеи превращения автономной области в полноценный субъект Российской Федерации – Республику Алтай.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_novosti_30_06_11_IMG_8685.JPG Это они – Д.И.Табаев , С.С.Тюхтенев , В.И.Петров и многие другие вместе с безвременно ушедшими из жизни М.В.Карамаевым и В.И.Чаптыновым теоретически обосновали и организационно оформили очень непростой по исполнению выход из состава Алтайского края, обретение самостоятельности, делали первые шаги по становлению нового административно-территориального формирования России. Это им приходилось убеждать в исторической необходимости преобразований не только руководство России, но и собственных граждан. Это ведь сегодня, по истечении 20 лет, кажется очевидным и неоспоримым, что у нас республика. А тогда, в конце 80-х, 1990-1991г.г., все представлялось не столь однозначно, высказывались опасения, что нам не выжить без поддержки края, что республика создается в интересах алтайцев, что будут ущемлены права других национальностей. Приходилось вести работу в трудовых коллективах, на сходах граждан, рассматривать эти вопросы на городской и районных сессиях народных депутатов.

Говоря словами Ф.М.Достоевского, в смутное время колебания или перехода всегда и везде появляются разные люди и политиканы. Во всякое переходное время накал политических пристрастий достигает предела…

Нет необходимости комментировать всю ту яростную, нервную, будоражащую все население области политическую борьбу за новый статус нашего региона в начале 90-х годов. Куда важнее подвести главный итог: этого небольшого отрезка времени вполне хватило проживающему на территории республики многонациональному народу, чтобы превратить ее в полноценный субъект Российской Федерации. Теперь уже никто не путает Республику Алтай с Алтайским краем. Ежегодно ее посещают более одного миллиона туристов и этот поток растет.

Самую высокую оценку республике дал Е.М.Примаков во время презентации Республики Алтай в Торгово-промышленной палате России. По его словам республика состоялась, у нее уже достаточно высокая известность на международном уровне, определены четкие перспективы развития, ее главные приоритеты. Как известно, Евгений Максимович никогда не произносит дежурных или протокольных фраз, поэтому мнение такого человека для нас очень ценно.

Сегодня мы уже можем говорить, что накоплен богатый опыт сотрудничества с администрацией Президента, Правительством Российской Федерации, Федеральным Собранием, общественными и политическими организациями. Руководство региона имеет возможность напрямую общаться с Президентом страны, Председателем Правительства РФ, с администрацией Президента РФ в Сибирском федеральном округе, где рассматриваются не только злободневные проблемы, но и удается найти поддержку по ряду важнейших вопросов. Председатель Правительства В.В.Путин хорошо знает проблемы нашей республики, ее значение для России и постоянно оказывает помощь. В своем Отчетном докладе Парламенту республики 24 мая 2011 года Глава РА А.В.Бердников, в частности, отметил: «Руководство страны достаточно высоко оценивает достижения Республики Алтай и поэтому охотно идет навстречу нашим просьбам».

Кстати, сегодня мы можем сказать, что нам удалось значительно увеличить бюджетную обеспеченность на душу населения. Так, величина расходов бюджета в РА в 2010 году на душу населения составила 61тыс.руб. Это самый высокий показатель среди регионов, входящих в СФО.

Чрезвычайно сложным периодом, эпохой политических и экономических потрясений были 90-ые. Старые экономические, социальные, политические структуры были разрушены, проводимые же реформы не дали быстрого результата. Это был самый сложный период в современной истории России и Республики Алтай, и руководителям этого времени пришлось работать и решать архиважнейшие вопросы выживания и развития. И они их разрешали, сумели добиться принятия Федерального закона о создании на нашей территории эколого-экономической зоны «Горный Алтай» (впоследствии эколого-экономического региона «Алтай»). Это позволило республиканскому бюджету долгие годы держаться на плаву. Были задержки с выплатой заработной платы, детских пособий, но в отличие от соседей не было задержек с выплатой пенсий и все это благодаря статусу республики.

А сегодня в Республике Алтай ежегодно вводятся в эксплуатацию больницы, школы, спортивные сооружения, мосты, дороги, активно развивается жилищное строительство. Республика добилась существенных успехов в сельском хозяйстве, уровень государственной поддержки этой отрасли существенно вырос. Серьезные средства направляются на поддержку малого бизнеса, на капитальный ремонт школ и многоквартирных домов, на борьбу с безработицей, на социальное развитие села, на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. В республике реализуются крупные инвестиционные проекты – такие, как газификация региона, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, строительство аэропорта. В ближайшее время начнется реализация программы развития в республике малой гидроэнергетики, реконструкция Чуйского тракта, строительство железной дороги.

В юбилейные дни не принято говорить подробно о недостатках, нерешенных проблемах. И все же Правительство, депутатский корпус их ясно представляют и работают над их разрешением.
Это, если коротко:
-низкая транспортная доступность;
-энергодефицитность, из которой следуют все остальные – развитие производства по переработке продуктов сельского хозяйства, древесины и т.д., т.е. самое главное – создание рабочих мест и налогооблагаемой базы.

За последние годы вырос жизненный уровень населения республики. Растет заработная плата, реальные доходы, увеличивается средняя продолжительность жизни, на достойном уровне держится рождаемость, демография. Конечно, успех не приходит сразу, для его достижения нужны усилия, нужна планомерная, целенаправленная работа. Надеюсь, что в ближайшие годы нам удастся закрепить достигнутое, прочно встать на поступательный путь развития, принести пользу нашей прекрасной малой родине – Республике Алтай.

Надо отдать должное Правительству, сформированному А.В.Бердниковым более пяти лет назад. Это стабильный коллектив уверенно и профессионально решает возложенные на него задачи, работает в тесном контакте с федеральными органами власти, муниципальными образованиями и депутатами всех уровней. Очень продуктивно, к примеру, проходит «Правительственный час», когда депутаты и члены Правительства в кону формальном и свободном формате обсуждают наиболее острые и текущие вопросы в преддверии очередной сессии.

Утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года – основной документ, который определяет стратегические пути развития республики и место республики в стране и мире. Он во многом продолжает и развивает тенденции и направления, заложенные нашими предшественниками. Принята Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014г.г., ориентированная на инновациионно-инвестиционную модернизацию экономики Республики Алтай, которая заключается в создании туристического кластера, включающего развитие туризма, сельского хозяйства и пищевой промышленности, и реализации крупных инвестиционных проектов. Инвестиционные проекты, направленные на создание и развитие туристско-рекреационного комплекса, энергетической инфраструктуры, дорожно-транспортного комплекса и агропромышленного хозяйства должны обеспечить в перспективе выход республики на самодостаточный финансовый уровень.

В 2008 году в Республику Алтай пришел магистральный газопровод, и началась последовательная газификация региона. Общий объем финансирования программы газификации за период с 2008 года по 2010 год составил свыше 2,2млрд.руб. Существенно улучшилась экологическая ситуация, поскольку с переходом отопления на газ уменьшился выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Газификация позволяет улучшить качество жизни населения, обеспечить активный экономический рост, с газом мы связываем планы по решению проблемы энергодефицитности.

Сегодня за счет средств ОАО «Газпром» ведется реконструкция республиканского музея им. А.В.Анохина, где будет сооружен саркофаг для хранения мумии Укокской принцессы. Это здание станет поистине культурным алмазом, привлекательным туристическим объектом. Реконструкция ведется на средства ОАО «Газпром». Размер пожертвований составляет около 700млн.руб.

Республика остается аграрным регионом, почти 75% населения – это сельские жители. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс Республики Алтай – это динамично развивающаяся отрасль народного хозяйства, имеющая как свои исторические приоритеты, так и новые «точки роста», работает более 100 крупных сельскохозяйственных организаций, около 1 500 крестьянских (фермерских) хозяйств. Объем валового производства сельскохозяйственной продукции Республики Алтай составил в 2010 году более 5,5млрд.руб. На государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Алтай направляются серьезные средства – так, в 2010 году на эти цели было направлено 696млн.руб.. Село получает и существенные кредитные ресурсы, ежегодно более 1млрд.руб. Принята республиканская целевая программа развития агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2011-2017г.г., которая позволит привлечь в аграрный сектор региона значительные инвестиционные ресурсы и даст новый толчок развитию современных животноводческих и перерабатывающих производств.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_novosti_30_06_11_IMG_8693.JPG За прошедшие годы в Республике Алтай сформирована необходимая законодательно правовая база, тот каркас законодательства, по которому мы сегодня живем. В первую очередь к таким системообразующим законодательным актам, безусловно, относится Конституция Республики Алтай, закрепившая в преамбуле положение о том, что добровольное вхождение алтайцев в состав России и длительное нахождение под ее юрисдикцией создали условия для сохранения исторической территории, образования государственности и сохранения национальной самобытности нашего региона.

Развивая принципы парламентаризма, Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай в рамках полномочий, представленных федеральным законодательством, принимает законодательные акты Республики Алтай по различным вопросам жизнедеятельности населения Республики Алтай, экономического развития нашего региона, в том числе по вопросам разграничения компетенции между Парламентом Республики Алтай и Правительством Республики Алтай. В целом за 20 лет существования Республики Алтай принято более одной тысячи только законодательных актов Республики Алтай.

Горный Алтай, окутанный мифами и легендами, стоит на границе Центральной Азии и Великого пояса евразийских степей, где сходятся культурно-исторические нити со всего евразийского континента. Поэтому забота о сохранении и развитии на Алтае особой историко-природной и социально-культурной зоны, как полюса духовно-экологической цивилизации, является важнейшей задачей, на наш взгляд, не только регионального, но и общефедерального, общероссийского значения.

Сегодня в регионе многое делается для развития и сохранения древней культуры народов, проживающих на территории Республики Алтай, их языка и духовности. Восстанавливаются традиции, обычаи и обряды, специфические промыслы и ремесла.

В целях сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей в Республике Алтай успешно реализуется республиканская целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года», задачами которой являются создание условий для:
-развития сферы образования, культуры и медицинского обслуживания;
-развития и модернизации инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Мы видим, что идеи, заложенные 20 лет назад, эффективно работают и сегодня, они развиваются и позволяют давать достойный ответ на вызовы, стоящие перед Республикой Алтай и нашей страной в целом.

Развитие таких механизмов могло состояться только при активном и заинтересованном участии всех органов государственной власти Республики Алтай и населения, проживающего в Республике Алтай.

За последние годы окончательно нормализовались взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти в республике. Закончилось многолетнее выяснение вопроса: кто главнее, кто первичнее. Оказалось, что обе ветви власти главные и должны заниматься вопросами своей компетенции. Взаимные претензии, недоверие можно считать окончательно ушли в прошлое, что высвобождает силу и энергию для решения действительно важных вопросов жизнедеятельности республики. Мы поставили перед собой серьезную амбициозную цель – достижение самодостаточности, а это возможно только при сохранении социальной и политической стабильности.

Все эти годы в республике сохранялись межнациональный мир и спокойствие, терпимость и уважение к различным религиозным верованиям. Абсолютной благодати в этих вопросах не может быть по определению, но все возникающие противоречия не принимали антагонистического характера. Они разрешались властными структурами и общественными формированиями оперативно и без ущемления достоинства сторон.

Очень непростые процессы за истекшие двадцать лет проходили и внутри алтайского народа. Продолжалась национальная самоидентификация, определение своей роли в историческом процессе. Органы власти республики внимательно рассматривали все инициативы и по мере возможности старались их реализовывать. В частности, проведенная 2 года назад научно-практическая конференция: «Единство этнического разнообразия – основа устойчивого развития Республики Алтай», во многом прояснила ситуацию, сняла напряжение, ответила на целый ряд жизненно важных вопросов представителей субэтносов алтайского народа. Сегодня есть сложности в формировании руководящих органов общественной организации «Курултай алтайского народа». Некоторые «аналитики» поспешили расценить это как раскол этнических алтайцев. Вынужден разочаровать их. Многочисленные встречи на местах позволяют сделать вывод, что народ рассматривает происходящее лишь, как временные трудности, издержки организационного характера.

Сегодня, когда за нашими плечами двадцатилетний путь движения вперед, мы вправе подвести некоторые итоги. Прежде всего, конечно, с точки зрения элементарного прагматизма, который говорит о том, что расширение федерализма на уровне страны дало положительные результаты. Созданная новая система отношений между центром и регионами оказалась дееспособной. Регулируя полное равенство возможностей субъектов, она создала реальную защищаемую законом конкуренцию, и равные права. Время доказало, что ущемление регионов в полномочиях контпродуктивны. Вполне возможно, что они более удобны для управления, но никак не служат саморазвитию, а значит, движению вперед. Жизнь постоянно вносит свои коррективы и это отражается в действующем законодательстве. Так, 27 июня 2011 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев издал Распоряжение о подготовке предложений по перераспределению полномочий между органами власти. Имеется в виду между федеральным, региональным и местным уровнями в исполнительной власти.

Подводя итог в своем кратком докладе, можно сказать, что республика состоялась и этот факт неоспорим. Являясь полноправными гражданами республики, наши земляки получили возможность осознать, что не просто живут в одном из 83 регионов страны. Сегодня большинство из нас понимает, что мы выступаем хранителями огромного человеческого наследия, которым богат наш регион. Такова судьба жителей Горного Алтая. Она в наших руках, будем же достойно продолжать курс наших предшественников.

С праздником, дорогие друзья!