Уважаемая Зинаида Федоровна!

Уважаемые  члены Совета Федерации!

Разрешите от имени депутатов Республики Алтай поблагодарить вас за проявленное внимание к нашему субъекту. Проведенное 28 июня в Республике Алтай выездное заседание Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике с участием Председателя Верхней Палаты Парламента страны Валентины Ивановны Матвиенко и уважаемых сенаторов, безусловно, послужило повышению имиджа нашей молодой республики.

Уверен, что совместная работа депутатского корпуса республики с членами Совета Федерации (сенаторами) - людьми высочайшего профессионализма,  будет способствовать повышению качества принимаемых субъектом законодательных актов, их строжайшему соответствию  федеральному законодательству.

В то же время  выбранная для рассмотрения тема «Межкультурное сотворчество и формирование единого евразийского пространства» стала началом большой созидательной работы на всем евразийском пространстве в определении общеполитических и общекультурных ориентиров, вокруг которых можно было бы объединить евразийские народы.

Сегодня, как никогда становится востребованной идея о глубинном единстве и духовном родстве народов Евразии.  Вывод,  к которому пришли участники совещания, бесспорен:  именно национальное согласие – высшая ценность, формирующая духовное здоровье, климат, среду обитания современного человека. В этой связи  для народов нашей  страны очень важно, что идея евразийства,  как политическое решение союзного единства  российского народа и стран СНГ,  была озвучена Президентом страны  В.В.Путиным.   «Только вместе страны Евразии способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса», - сказал В.В.Путин.

Что касается идеи создания евразийского Союза, то она   была поддержана нашим парламентом. Мы пошли даже дальше, став   инициаторами обращения законодательных собраний зауральских регионов России, общественных и творческих деятелей  по созданию Евразийского Союза с укреплением единства культурно-творческих и духовных начал. Документ был назван «Евразийская декларация».

Парламент республики усматривает особую значимость в том, что на выездном заседании Комитета Совета Федерации, проходившем на благодатной земле Алтая,  Валентиной Ивановной был дан старт 2014 году,  как Году культуры. И дело не в нашей «самости»…

По мнению многих исследователей,  расположенный на границе Великой степи и горных районов Азии, Алтай является уникальным регионом  с точки зрения культурно-исторического и природно-рекреационного значения. По воле судьбы он оказался  самым благоприятным местом для сохранения культуры, даже  зародившейся в других местах. Свидетельство тому – многообразие и богатство   археологии Алтая. Именно здесь появлялись и вступали  в интенсивное общение  коренные этносы Евразии — тюркский, славянский, монгольский и угрофинский.

Законодатели республики просили меня передать  благодарность В.И.Матвиенко, сенаторам-участникам выездного заседания, за поддержку предложения по изданию специального законодательного акта  о сохранении и государственной поддержке  традиционной культуры народов России, в том числе нематериальной. Такой закон в нашей республике действует с 2008 года.

Согласен с нашим сенатором В.А.Лопатниковым, что достаточно сложно разработать механизмы его исполнения в части  охраны объектов нематериального наследия, их кодификации и т.д. Но в эпоху глобализации и коммерциализации, когда  над культурой нависла реальная угроза  духовной безопасности российских народов, угроза деградации, исчезновения и разрушения  вековых  духовных ценностей, нравственности, народных традиций, данный законопроект поможет обществу осознать, что нематериальное наследие имеет не меньшую ценность, чем материальное. Есть мнение, что в условиях огромной страны он  будет носить больше идейно-политический характер. Не исключено. Но зато он даст возможность  регионам всерьез работать над проблемой  и процесс духовной деградации остановить.

При принятии в 2008 году на республиканском уровне закона о сохранении нематериального наследия  мы ставили перед собой непростую задачу: обеспечить единство культурного разнообразия  и форм самовыражения. В этой связи закон представляет систему взглядов,  принципов, приоритетов, относящихся к деятельности республиканских органов власти по совершенствованию нематериального наследия, то есть имеет своего рода модельный характер. Но к какой бы категории мы его не относили, он со своей сверхзадачей справился. Мы смогли начать работу  над  созданием банка данных  объектов нематериального наследия, их  идентификацией и т. д.  Хотя для сохранения и утверждения их самоидентификации  необходимо принятие на федеральном уровне законодательных актов, специальных целевых программ, предусматривающих меры стимулирования творческой деятельности носителей нематериального культурного наследия, сохранения, изучения и возрождения фольклора и народных традиций. Вышесказанным хочу подчеркнуть, что  оказаться в числе  пионеров на российском законодательном поле весьма почетно, да только не зря подмечено -  «один в поле не воин». Чтобы добиться нужного результата – необходима единая законодательная база.

Находясь в этом зале, за этой трибуной, не могу не отметить, что региональные парламенты прочувствовали на себе, что  Совет Федерации под руководством В.И.Матвиенко стал по-настоящему открыт для диалога с региональными парламентами.
Палатой регионов уделяется большое внимание работе с регионами, продвижению их законодательных инициатив. Созданный Совет законодателей при СФ ФС РФ, безусловно, поможет налаживанию координации законотворческого процесса в Российской Федерации, созданию эффективного  единого правового поля  в самых разных сферах.

Пользуясь случаем, хочу  сказать, что для республики остается открытым вопрос определения статуса  муниципальных образований, расположенных  на  приграничных территориях. Для нашего региона этот вопрос  является одним из  актуальных. Ведь   Республика Алтай граничит  сразу с тремя  государствами (Китай, Монголия, Казахстан). Поэтому вопросы жизнедеятельности населения приграничных Кош-Агачского и Усть-Коксинского районов приобретают большую актуальность в правовых, политических и геополитических аспектах.В Российской Федерации  есть закон "О государственной границе РФ", но там не прописано понятие «приграничная территория». Хотя  в соответствии со 131-м федеральным законом данное понятие требует уточнения и конкретизации, поскольку имеет государственное и общефедеральное значение. Ведь  это касается общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в муниципальных образованиях, расположенных в приграничных округах.

Надеюсь, что наши предложения в этом направления сенаторами будут поддержаны.


Спасибо за внимание.