Уважаемые земляки!

c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_deputaty_spiker_belotchyot.jpgЕжегодно по традиции мы представляем краткий обзор работы Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай.

Оглядываясь на пройденный Парламентом республики путь длиною в один год, мы можем с уверенностью сказать, что наши избиратели имеют дело с реально работающим законодательным органом, который прочно утвердился как самостоятельный институт власти, успешно решающий все стоящие перед ним задачи.

Год был насыщен разнообразными событиями. Было проведено 10 сессий, на которых принято 85 законов и более 100 других решений. Причем, из 85 законов - 19 – это базовые нормативные правовые акты, которые являются ключевыми для приоритетных направлений социально-экономического и культурного развития республики.

За 2013 год в Парламенте проведено 12 заседаний Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай с участием депутатов Республики Алтай, членов Правительства Республики Алтай, работников министерств, ведомств и сотрудников Аппарата Госсобрания. Рассмотрено 46 вопросов, принято 122 постановления.

К числу наиболее важных вопросов, обсуждаемые в 2013 году на заседаниях сессий и Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, следует отнести: о реализации основных положений Послания Президента; принятие Бюджета на 2014 и последующие 2015-2016 годы, о реализации решений I Съезда депутатов всех уровней Республики Алтай; о проведении выборов 8 сентября 2013 года; об изменениях в Бюджетном кодексе Российской Федерации; о проблемах и перспективах развития тарифно политики в сфере ЖКХ в Республике Алтай; о неотложных мерах по противодействию алкоголизации и пьянству на селе; о развитии туристского рынка на территории Республики Алтай и т.д..

В  отчетном году Государственным Собранием–Эл Курултай Республики Алтай обращалось особое внимание на продолжение межпарламентского сотрудничества. Смысл заключения межпарламентских соглашений заключается в обмене опытом, а главным является взаимная поддержка региональных законодательных инициатив в Государственной Думе Российской Федерации. В этой работе существенную роль играют сенаторы Республики Алтай, а также поддержка наших коллег – региональных парламентариев. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы было внесено 2 проекта федеральных законов, по продолжению упорядочения использования земель сельхозназначения в целях ведения отгонного животноводства на территории Республики Алтай. И  применению на территории республики Закона «О порядке определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства», которому  препятствовало положение пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Для развития отгонного животноводства в Республике Алтай и иных регионах России предлагалось передать полномочия по регулированию минимального срока аренды оленьих и отгонных пастбищ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, субъектам Российской Федерации.  Внесены изменения в ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», в котором предусматривалось увеличение числа мировых судей (с 11 до 14), а также количества судебных участков на территории Республики Алтай (в Чемальском,  Чойском и Улаганском районах). Создание судебных участков в этих районах Республики Алтай будет способствовать реализации конституционных прав граждан на защиту своих нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов путем непосредственного обращения по подсудности в судебный участок, соответствовать нормам федерального законодательства и являться исполнением его требований.

Множеством дискуссий сопровождалось принятие закона об образовании. Мы также продолжали работать над законодательными актами, в которых предусматривалось внесение изменений в законы о ветеранах труда, о языках, ежемесячном пособии на ребенка. Развертывая непростую работу по модернизации законодательства, было принято решение привлекать к законотворческой работе представителей непарламентских партий, общественников. Практика приглашения в Парламент на заседания комитетов, парламентские чтения, круглые столы, сессии непарламентских партий и общественников будет продолжена и дальше. Парламент должен восприниматься в обществе как открытая площадка для диалога по всем ключевым вопросам, где диалог строится на уважительной и профессиональной основе. А все стороны слушают друг друга.

В практике Парламента развивались такие формы работы, как заслушивание на сессиях докладов и отчетов высшего должностного лица республики, руководителей разных уровней власти. Помимо отчетов Главы республики депутатами были заслушаны отчетные доклады о результатах своей деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай, об исполнении республиканского бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай, о деятельности Министерства внутренних дел по Республике Алтай, прокуратуры Республики Алтай, Верховного и Арбитражного судов Республики Алтай, контрольно-счетной палаты. Все это работает на информированность населения о действиях власти, ее открытость.

В конце года был принят очень непростой бюджет на предстоящий 2014 год и последующее трехлетие.
Что его обсуждение было честным и открытым факты говорят сами за себя. Начнем с того, что его принятию предшествовала работа на  «преднулевом» и «нулевом» чтениях. Он досконально был рассмотрен на заседаниях всех комитетов, членами рабочей группы. Представители общественности также имели возможность высказать свое видение на бюджетный процесс. Говоря о принятом бюджете, следует отметить наиболее важный момент, определяющий его новации. Нам удалось осуществить непростой переход с формирования бюджета по принципу «управление затратами» к принципу - «управление результатами».

Скажу больше, внедрение результативных технологий управления будет способствовать развязыванию тех узлов, которые существовали в бюджетной системе и в сфере парламентского контроля. К их числу следует отнести такие инструменты программно-целевой организации деятельности органов государственной власти, как долгосрочные республиканские и ведомственные целевые программы, реестр расходных обязательств, государственное задание и нормативы финансовых затрат на их формирование, обоснование бюджетных ассигнований и т.д.

Если же говорить в целом о принятом бюджете, то, несмотря на сложную ситуацию в экономике и финансовой сфере, его основная концепция при принятии не изменилась. Как и в предыдущие годы, он имеет ярко выраженный социальный характер расходов, которые составят в 2014 году - 71%  из общих  ассигнований.
Принятый бюджет не просто сбалансированный, он позволяет направлять средства на решение социальных проблем наших жителей и продолжать курс на государственную поддержку реального сектора экономики. Кстати, как и прежде, наиболее крупными бюджетополучателями остаются Министерство образования, науки и молодежной политики, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социального развития. В структуре расходов на 2014 год большая часть приходится именно на эти отрасли. Реальную поддержку почувствуют труженики сельскохозяйственной отрасли. Нам удалось направить средства на поддержку молочного скотоводства, племенного животноводства; приобретение техники и оборудования для сельхозпроизводства.

Проще говоря, внесенные в бюджетный процесс изменения позволили Парламенту вернуть те полномочия, которыми, как сказал в своем выступлении Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин «...по духу нашей Конституции и по всему историческому опыту должен обладать именно он».
Говоря о бюджете 2013 года, можно смело утверждать, что с главной задачей нам удалось справиться. Необходимые для реализации указов Президента страны финансовые средства на повышение заработной платы работников бюджетной сферы: учителям, воспитателям, врачам, культработникам и другим были изысканы. Но при этом, к сожалению, не было достигнуто коренного улучшения качества образования, здравоохранения, оказываемых населению услуг, адекватного  вложенным финансовым средствам и ожиданиям населения.

Яркими составляющими ушедшего года стало празднование 20-летия Конституции РФ, Парламента страны и Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, а также проведение уроков Конституции. В первой декаде сентября 2013 года уже четвертый год подряд проводились уроки Конституции. То есть у нас есть полное право говорить, что данная работа приняла системный характер, как и то, что эти мероприятия способствовали не только повышению интереса к истории российского народовластия и права.
Будем надеяться, что они помогли школьникам осознать необходимость знания Основного закона страны — конституции, а депутатам, да и рядовым гражданам осознать значение и важность законодательных органов, по-иному взглянуть на законотворческую деятельность - как важнейшего звена в строительстве подлинно правового государства.

В прошлом году мы впервые официально отметили Дни алтайского и русского языков. Мероприятия прошли не очень активно? Все верно, но уроки Конституции тоже внедрялись с трудом. Если четыре года назад его проводили только депутаты, то теперь круг участников расширился. К проведению мероприятия присоединились депутаты всех уровней, представители исполнительной власти, правоохранительных органов. Надеюсь, что в этом году нам удастся провести научно-практическую конференцию, где вместе с учеными, преподавателями различных учебных заведений, общественностью обсудить проблемы дальнейшего развития алтайского языка.

Кстати, целенаправленная работа с федеральным центром позволила внести изменения в 44 статью Конституцию Республики Алтай, касающуюся регионального компонента. Надеемся, что эта поправка сыграет положительную роль в системе формирования этнокультурного мировоззрения у подрастающего поколения.

8 сентября прошлого года состоялись выборы в местные органы власти. В республике они имели масштабный характер, поскольку в Единый день голосования избирались главы восьми районов, в десяти муниципальных образованиях - Главы поселений, депутаты районных советов и сельских поселений. В трех районах они впервые прошли по смешанной системе.

Проходившую в период предвыборной гонки борьбу простой не назовешь, ведь она шла в условиях продолжающейся политической реформы, когда число зарегистрированных партий постоянно росло. У нас эта цифра подошла к 30.
Давая оценку прошедшим выборам, мы, депутаты пятого созыва, понимаем, что это была своего рода генеральная репетиция перед сентябрьскими выборами 2014 года, когда будет избираться Глава РА и Парламент республики на новый, - теперь уже пятилетний срок. Отличительная черта приближающихся выборов еще и в том, что они станут завершающим этапом формирования исполнительной и законодательной ветвей власти региона. Вертикаль власти в республике будет сформирована на ближайшее пятилетие.

В данном случае уместно сказать, что законодателями республики проведена большая работа по подготовке правового поля для важных и востребованных избирательных преобразований 2013 года. Принятая законодательная база позволила провести эти выборы на должном организационном уровне.

Хочу заметить, что 2014 год для депутатов республики будет непростым. Прежде всего, конечно, с точки зрения отношения к предстоящим выборам со стороны каждого действующего депутата, поскольку возникает необходимость показать избирателю не только свою работу, но и всей команды, в целом за прошедшие четыре года. При этом с парламентариев никто не снимает главной задачи - активно работать над совершенствованием республиканского законодательства. В этом направлении немало уже делается. Депутатский корпус пятого созыва взял за правило ежемесячно проводить встречи с избирателями, отчитываться о своей работе по наказам избирателей. Такая работа позволяет знать проблемы, как говорится, изнутри.

Рассказывая о деятельности Парламента, необходимо остановиться на проведенном летом прошлого года выездном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике в нашей республике с участием Председателя Совета Федерации Федерального Собрания В.И.Матвиенко. Именно в нашем субъекте Глава Совета Федерации сделала важные заявления. Прежде всего, это касается старта Года культуры в России. По ее словам, он начался с территории Республики Алтай. Говоря это, Валентина Ивановна подчеркнула, что в Республике Алтай накоплен достаточный опыт по поддержке и развитию духовных ценностей. Этот тезис оценочной методики, что не только экономика, но в такой же степени и культура может определить самодостаточность того или иного субъекта Российской Федерации, мы давно уже ставим в повестку дня. В данном случае нашей республики, которая является уникальным регионом культурно-исторического и природно-рекреационного значения. На мой взгляд, это понимание имеет принципиальное значение во всем нашем дальнейшем развитии.

Позволю себе заметить, что эта историческая встреча, а также приглашение на заседание по проведению Года культуры в Совет Федерации под председательством В.И.Матвиенко и предоставленная возможность выступить со своими предложениями по проведению Года культуры, позволяет сделать вывод, что региональные парламенты с приходом В.И.Матвиенко стали чувствовать реальную поддержку со стороны Совета Федерации. Обозначилось  новое направления межпарламентского диалога - равноправного и взаимовыгодного.

Идея Президента России В.В.Путина о создании евразийского союза была поддержана нашим Парламентом, мы стали инициаторами обращения ряда законодательных Собраний зауральских регионов России, общественных и творческих деятелей по созданию Евразийского Союза с укреплением единства культурно-исторических и духовных начал. Документ был назван «Евразийская декларация». Именно она явилась основой обсуждения на выездном заседании Комитета Совета Федерации.

За последние 10-15 лет Республика Алтай оказалась в числе ведущих субъектов Российской Федерации, активно реализующих межцивилизационное и межкультурное сотрудничество во исполнение евразийской инициативы Президента страны В.В.Путина. 22 марта 2013 года в Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай состоялась II Международная научно-творческая конференция «Алтай в цивилизационном пространстве Евразии». Конференция проводилась в рамках Форума «Единое пространство культуры Евразии». Организаторами этой конференции стали Государственное Собрание–Эл Курултай Республики Алтай, Правительство Республики Алтай, Научно- исследовательский институт алтаистики им. С.С.Суразакова, Горно-Алтайский государственный университет. В ее работе приняли участие представители 14 субъектов, в том числе  из республик Калмыкия, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Алтайского и Хабаровского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, а также из Греции, Испании, Казахстана и Монголии.

В наши дни, в начале нового тысячелетия, задача сохранения и приумножения культурных традиций становится первоочередной. Поэтому не случайно в Парламенте республики обозначились новые направления деятельности. Так, уже второй раз Республика Алтай становится местом проведения научных конференций по вопросам этнокультурного единства народов Евразии. И это закономерно, поскольку Алтай является одним из немногих регионов России, в котором наиболее ярко отражены доминантные черты евразийской цивилизации: полиэтничность и поликонфессиональность. Это переплетение времен и встреча цивилизаций.

Мне очень импонирует то, что к большинству наших депутатов пришло понимание, что для решения поставленных перед законодательным органом задач требуется не только высокий профессионализм, но и готовность к межфракционному диалогу. Тесному сотворчеству между всеми парламентскими фракциями способствует работа Совета руководителей фракций при спикере Парламента. Из года в год расширяется его формат.

В отчетном году положено начало участию в законотворческом процессе непарламентских партий и руководителей общественных объединений и организаций. Практика приглашения в Парламент непарламентских партий и общественников должна быть продолжена и дальше одновременно с подготовкой соответствующих регламентных процедур. Парламент должен восприниматься в обществе как авторитетная площадка для диалога по всем ключевым вопросам. А диалог этот следует строить на уважительной и профессиональной основе, когда все стороны слушают друг друга.

В данном случае уместно будет сказать, что свои положительные плоды приносит слаженная работа законодательной и исполнительной ветвей власти. Прежде всего, это касается решения экологических проблем. Ведь мы являемся обладателями богатейших водных и рекреационных ресурсов и наша задача  сохранить все это для потомков без глобальных потерь. Сегодня все понимают, что для дальнейшего роста нам нужен серьезный рывок в развитии экономики. Его законодательное обеспечение – важнейшая задача, как сегодняшнего дня, так и  на предстоящий период. Есть необходимость подчеркнуть, что Парламент не останавливается на достигнутом.  Совместно с районными законодателями, органами власти мы скорректировали План действий, направленный на реализацию Посланий Президента в данном направлении.

Государственное Собрание намерено и дальше тесно сотрудничать с советами депутатов муниципальных образований. Тесное взаимодействие, обозначенное в рамках подписанных Соглашений с членами Совета представительных органов местного самоуправления, способствует, прежде всего, укреплению органов местного самоуправления, профессиональному росту его сотрудников. Именно с этой целью — повышения профессионального уровня - Парламент республики накануне Нового года организовал учебу работников муниципальных образований, которые возглавили органы местного самоуправления после прошедших в сентябре 2013 года выборов.

Часто можно слышать крылатую фразу: «Без прошлого нет будущего». Депутаты не только помнят ее, но и в своей деятельности пытаются ею руководствоваться. Именно они стали инициаторами открытия в апреле 2013 года мемориальной доски на здании республиканской стоматологической поликлиники в память о первом депутате от Алтая в Государственной Думе Российской империи Данииле Михайловиче Тобокове. До революции оно принадлежало семье Тобоковых. Работа по возвращению имен, сыгравших важную историческую роль в жизни региона, должна быть продолжена.

Работа Парламента республики становится все более открытой для наших граждан. В интенсивном режиме работает наш сайт. Его пользователи имеют возможность узнать, какие вопросы и задачи ставятся на заседаниях комитетов, круглых столах, правительственных часах. Его потенциальная аудитория уже достигла 20 тысяч человек. Особый интерес среди пользователей вызывают заседания комитетов, сессий. Последние транслируются в прямом эфире (он-лайн трансляции).

Восьмой год подряд мы будем проводить мониторинг законодательства республики -анализ республиканского законодательства в целом. Такое внимание к законодательству легко объяснимо, поскольку исходит из задач на ближайшую перспективу—добиваться большей эффективности принимаемого законодательства. А таких результатов можно достичь, если при принятии законов депутаты будут рассматривать каждый документ с точки зрения его применения на практике. Более широкое распространение должна получить практика общественной экспертизы законопроектов. Компетентность, сотворчество и постоянный диалог с гражданским обществом - вот главные критерии самостоятельности Парламента. А одновременно это слагаемые деловой репутации и престижа ГС-ЭК РА. Особенностью предстоящего года станет приоритетность контроля за реализацией программ социального развития сельских территорий, развития высокоэффективного сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Республики Алтай. Ставится задача по изучению вопросов устойчивого развития горных территорий в части разработки проектов федерального и республиканского законов о горных территориях.

Важной частью работы в 2014 году станет совершенствование законодательства в сфере культуры, национальной политики, духовно- нравственных ценностей и патриотизма. Запланированы созвучные Посланию меры в сфере образования, совершенствования законодательства в области молодежной политики, социальной защиты и охраны здоровья населения, семейной политики.

Подводя черту под своим выступлением, хочу особо заметить, что минувший год был непростым для нашей республики, её жителей. В условиях экономических и финансовых трудностей для органов власти региона задачей номер один было, да, впрочем, и сейчас остается, - не допустить сокращения расходов на социальную политику, обеспечить социальную защиту граждан. А для таких решений необходима законодательная база. Так что основные усилия Парламента – высшего законодательного органа республики были направлены на обеспечение законодательной базы для реализации задач, поставленных в Посланиях Президента страны, а также в его майских Указах 2012 года. Мы смогли в полном объеме законодательно обеспечить наступательное развитие нашей республики.

В преддверии выборов Главы Республики, Председателя Правительства и депутатов республики проделана большая законотворческая работа, которая будет продолжена и в этом году, с учетом итогов рассмотрения проектов соответствующих федеральных законов в российском Парламенте. В этих вопросах мы должны стремиться к наиболее широкому закреплению избирательных прав граждан.

За последние годы депутатский корпус Республики Алтай стал серьезным фактором стабилизации общества, о чем совершенно определенно говорилось на I съезде депутатов всех уровней. Проделана большая  законотворческая работа по созданию правовых основ развития современной экономики и политической системы. Сегодня, развивая опыт парламентаризма в Республике Алтай, мы будем проводить последовательный курс на формирование устойчивой  многопартийной системы, на обеспечение приоритета социальных направлений, гарантий и защиты прав граждан республики, на развитие институтов  гражданского общества.

И.Белеков, Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай