Уважаемые участники совещания!

c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_soveshania_monitoring_btrib.jpgПрошедший год для Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай стал периодом активной работы по совершенствованию республиканского законодательства, по результатам которой вашему вниманию представлен уже седьмой по счету, начиная с 2007 года, доклад «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2013 году».

При подготовке материалов мы стремились сделать его максимально универсальным и с точки зрения потенциальных адресатов, и, соответственно, с точки зрения содержания. Представленный вашему вниманию доклад не только информирует о состоянии действующего законодательства Республики Алтай, но содержит и отчетные сведения о законотворческой деятельности Парламента Республики Алтай за 2013 год.

Кроме того, внимание уделено теоретическому материалу, позволяющему лучше понять реальные полномочия сегодняшнего российского регионального законодателя и ожидания, которые можно связывать с его деятельностью. В основном информация о содержании действующего республиканского законодательства дополняется оценками его состояния в соответствующей сфере и определением перспектив его усовершенствования.

Обсуждение состояния законодательства обеспечивает свободное профессиональное выражение позиций органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай, представителей научного сообщества, общественности о стратегии правового развития Республики Алтай.

Настоящее совещание – это своего рода итоговое мероприятие, определяющее результаты законотворческого направления деятельности Парламента Республики Алтай за год. Доклад является комментарием к действующим республиканским законам, принятым в 2013 году: в нем помимо изложения аналитического материала, предполагающего исследовательский, а не «отчетный» взгляд на законодательство, перечислены неточности и пробелы действующих законов,  сформулированы предложения по их усовершенствованию.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_soveshania_monitoring_chek.jpgРезультаты мониторинга республиканского законодательства адресованы, во-первых, субъектам законотворческой деятельности (депутатам Республики Алтай, иным субъектам права законодательной инициативы, прежде всего исполнительным органам государственной власти Республики Алтай, занимающимся аналитической и законопроектной работой), а во-вторых, научной и образовательной общественности.
В зависимости от указанного обстоятельства расставлено множество акцентов: в отчетно-информационном, оценочно-рекомендательном и теоретико-аналитическом ключе. Конечная цель проведения мониторинга – это анализ воздействия законодательных решений Парламента на повышение качества жизни населения республики.

При формировании текста доклада «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2013 году» в основу был заложен принцип сохранения преемственности с предыдущими докладами Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.

В связи с этим концептуальная структура проекта Доклада «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2013 году» выстроена  таким образом, чтобы системно представить основные результаты законотворческой и правоприменительной деятельности в Республике Алтай, отразить позитивные сдвиги и нерешенные проблемы в этих областях. Особое внимание уделено анализу основных направлений внедрения в 2013 году в Парламенте Республики Алтай системы оценки эффективности законодательных решений в практике их правоприменения и результатов указанной деятельности, а также перспективным направлениям дальнейшего развития республиканского законодательства.

Доклад «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2013 году» включает в себя 5 разделов, посвященных:

-анализу общей характеристики законотворческой деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в 2013 году;

-основным векторам развития законодательства Республики Алтай в 2013 году;

-планированию законотворческой и контрольной деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай на 2013 год и их результатам;

-внедрению в 2013 году в Парламенте Республики Алтай системы оценки эффективности законодательных решений в практике их правоприменения и результатов указанной деятельности;

-анализу проблем правового регулирования и путей их решения и  тенденциям дальнейшего развития законодательства Республики Алтай в 2014 году, включая предложения по рассмотрению соответствующих проектов законодательных актов Республики Алтай и  осуществлению Парламентом Республики Алтай контрольной деятельности.

В основу доклада положены приоритетные направления деятельности Парламента Республики Алтай в 2013 году исходя из положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, озвученного 12 декабря 2012 года.

Результаты проделанной работы показывают, что система действующего республиканского законодательства стала одним из значимых факторов, способствующих последовательному развитию нашего региона.
В прошедшем году парламентариями Республики Алтай принято 85 законов Республики Алтай в различных сферах правового регулирования, из них базовых, новых законодательных актов Республики Алтай - 19.

Наиболее значимыми республиканскими законами, принятыми в 2013 году, являются:

-Законы, касающиеся совершенствования общественных финансов, прежде всего Бюджета Республики Алтай, переход на программно-целевые направления развития экономики; законодательная поддержка агропромышленного комплекса, прежде всего развитие молочного производства, племенного животноводства, приобретение техники и оборудования; обеспечение социальной сферы и общественной жизни;

-Закон Республики Алтай «Об образовании в Республике Алтай»;
-Закон Республики Алтай «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай»;

-Закон Республики Алтай «О мере социальной поддержки некоторых категорий обучающихся, проживающих в интернатах общеобразовательных учреждений в Республике Алтай»;

-Закон Республики Алтай «Об избирательных комиссиях в Республике Алтай»;

-Закон Республики Алтай «О бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Республики Алтай»;

-Закон Республики Алтай «О мировых судьях в Республике Алтай»;

-Закон Республики Алтай «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Алтай» и ряд других.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_soveshania_monitoring_bel1.jpgКроме того, Парламентом Республики Алтай в 2013 году принято 66 законов Республики Алтай о внесении изменений в действующие законы Республики Алтай и о признании утратившим силу некоторых законодательных актов Республики Алтай, в том числе принято 2  конституционных закона Республики Алтай.

Анализируя контрольную деятельность Парламента Республики Алтай, отмечу следующее.

В результате системной работы депутатов Республики Алтай в течение ряда последних лет в Парламенте Республики Алтай сложилась определенная система контроля за исполнением республиканского законодательства. Правовые основы контрольной деятельности заложены в принятом в 2009 году Законе Республики Алтай «О порядке осуществления Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Алтай». В соответствии с данным законодательным актом  Парламентом Республики Алтай в целях повышения эффективности действия законов Республики Алтай и укрепления законности на территории Республики Алтай. Ежегодно проводятся контрольные мероприятия, в ходе которых анализируется действие наиболее важных и социально значимых законов Республики Алтай. Прочно вошло в практику заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай «О деятельности Правительства», информаций руководителей правоохранительных органов, отчет об исполнении бюджета Республики Алтай.

Одной из форм контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Алтай является проведение «круглых столов» по вопросам применения законов Республики Алтай. Однако если в 2012 году Парламентом было запланировано и проведено 5 заседаний «круглых столов» по различным направлениям правового регулирования - в сфере развития институтов гражданского общества, административного законодательства, кадастра и землеустройства, налоговых льгот, развития туризма, то в 2013 году такое мероприятие Парламентом было проведено лишь одно (напомню, в ноябре 2013 года проведено заседание «круглого стола» на тему «О реализации прав детей на получение дошкольного образования на территории Республики Алтай»). Аналогичная ситуация складывается по проведению парламентских слушаний: в 2012 году таких мероприятий Парламентом Республики Алтай было проведено 2, а в 2013 году-ни одного. Более того, в I полугодии 2014 года проведение парламентских слушаний также не запланировано.

Считаю, что такая ситуация является недопустимой. Мы все прекрасно понимаем, что при отсутствии надежного механизма контроля и сама законодательная деятельность Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай становится неэффективной, не получает должного развития и совершенствования, ведь контроль за исполнением законодательства приобретает всё более приоритетное значение. Это система «обратной связи», о чем c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_soveshania_monitoring_shef.jpgмы говорили во время проведения I съезда депутатов всех уровней Республики Алтай «Диалог между обществом и властью» еще в 2012 году.

Призываю комитеты Парламента Республики Алтай обратить на эти вопросы пристальное внимание с тем, чтобы вопросы контроля за исполнением законов Республики Алтай были заранее спланированы и включены в план законопроектной и контрольной деятельности во втором полугодии текущего года. Предстоящее обновление депутатского корпуса не должно стать препятствием проведения осмысленной и упорядоченной работы в этом направлении.

Уважаемые коллеги!

Одним из наиболее значительных и ярких событий в деятельности Парламента в 2013  году стало участие депутатов Республики Алтай в проведенном 28 июня 2013 года выездном заседании Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Республике Алтай на тему: «Межкультурное сотворчество и формирование единого евразийского пространства». В ходе заседания Председатель Верхней Палаты Парламента страны Валентина Ивановна Матвиенко поддержала наши предложения по принятию на федеральном уровне специального законодательного акта о сохранении и государственной поддержке традиционной культуры народов России, в том числе нематериальной. Такой проект федерального закона уже разработан и направлен в Федеральное Собрание Российской Федерации для изучения и проработки. И не случайно, что именно на данном заседании Валентиной Ивановной был дан старт 2014 году,  как Году культуры в Российской Федерации.

Прошу, уважаемые коллеги, обратить на это самое пристальное внимание. Мы можем и должны стать примером того, как сфера культуры и искусства не только формирует духовную среду, но и способствует формированию соответствующей нормативной правовой базы в указанной сфере правового регулирования.

Еще одним значимым событием в жизни Парламента и республики в целом  стало проведение 20 декабря 2013 года торжественного заседания Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. Мы с вами подводили промежуточные итоги 20-летней  законодательной деятельности Парламента республики, констатируя, что высший законодательный орган региона, как основа государственности народов республики, состоялся.

Однако вместе нам предстоит сделать еще многое, чтобы в Республике Алтай действовала отлаженная система республиканского законодательства, чтобы принимаемые нами законы были более четкими, ясными и не требующими принятия пожарных мер для устранения многочисленных грубых законодательных просчетов. Только закон, адекватный новым общественным потребностям, способен обеспечить стабильность и упорядоченность, необходимые для успеха крупных экономических и политических реформ в Республике Алтай на современном этапе ее развития. В этом видится определяющая роль системного мониторинга всего массива законодательства Республики Алтай в целях построения выверенной и сбалансированной законодательной базы, отвечающей современным требованиям нашего общества.

Благодарю за внимание.