Добрый день, уважаемые коллеги!

c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_sovetzakonodatelei_27.06.14_belsovzakon.jpgВопрос о законодательном обеспечении системы местного самоуправления всегда был одним из самых обсуждаемых в муниципалитетах.
А 131-й федеральный закон стал не только настольной книгой для каждого муниципального служащего, но и «притчей во языцех» из-за постоянного внесения изменений. Причем изменений, которые зачастую возникали неожиданно и несвоевременно.
Достаточно сказать, что в Федеральный закон №131-ФЗ с момента его принятия, т.е. с 6 октября 2003 года, изменения вносились 93 раза! То есть, в среднем принималось по 8 – 9 изменений в год.

Но последние изменения в 131-й закон выделяются на фоне предыдущих корректировок.

Во-первых, пожалуй, впервые за 11 лет изменения настолько существенны. Нам придется принимать в связи с этим отдельный закон Республики Алтай, или, может быть, даже блок законов. Придется коренным образом практически перекроить систему нормативных правовых актов на уровне муниципальных образований. Причем, как на районном уровне, так и на уровне поселений.
А на федеральном уровне, по имеющимся экспертным оценкам, предстоит внести изменения примерно в 250 нормативных правовых актов.
Но главное отличие, на мой взгляд, в том, как принимался этот закон. Он не был навязан сверху, а отражал многие предложения с мест.

Вы помните, что в послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации В.В.Путин одной из первых обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. При этом, процитирую, местная власть должна быть устроена так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой».
Эта позиция Президента была основана на результатах работы Всероссийского Съезда муниципальных образований, на итогах его личной встречи с представителями муниципалитетов из разных регионов страны.

При разработке законопроекта учитывались предложения созданной по решению Всероссийского совета местного самоуправления и Общероссийского Конгресса муниципальных образований рабочей группы, обобщённые предложения руководителей муниципальных образований, ученых и экспертов в сфере местного самоуправления и муниципального права.
После рассмотрения законопроекта Госдумой в первом чтении он был направлен в законодательные органы субъектов РФ для представления поправок.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_sovetzakonodatelei_27.06.14_vystuplbel.jpgСогласно Федеральному закону изменения произошли по трём основным направлениям:
Первое. Территориальные основы организации местного самоуправления. Речь здесь идет о появлении нового типа муниципальных образований – внутригородских образований. А если проще – то административные районы в городах могут получить статус муниципальных образований со своими депутатами и бюджетом.

Второй блок изменений касается принципов организации органов местного самоуправления.
В первоначальной редакции законопроекта был только один вариант формирования районных представительных органов – путем делегирования, то есть без прямых выборов. То есть из глав поселений и из депутатов представительных органов указанных поселений.
А глав администраций предлагалось назначать только по контракту.
В ходе обсуждения законопроекта по просьбе многих регионов в него были внесены изменения.
В итоге, обе существующие схемы – выборы и делегирование – федеральный закон предусматривает.

Но при этом в схему с делегированием внесены очень важные изменения. Многие из вас обращали внимание, что при такой схеме в районном совете и крупный райцентр, и небольшое село имеет одинаковое число голосов. Хотя вы знаете, что разница по населению между населенными пунктами одного района может достигать 10 раз.

Теперь законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним вашими уставами может быть установлена норма представительства поселений в представительном органе района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района.
То есть более справедливо может быть учтено мнение жителей крупных сел района.

Такая же ситуация и по способу избрания глав муниципальных образований. В окончательной редакции закона фактически сохранены все ныне существующие формы избрания глав и варианты определения их полномочий.

Но есть очень существенное замечание. Если раньше район сам принимал решение о системе формирования представительного органа и закреплял их в уставе, то теперь эти вопросы должны быть урегулированы в законе субъекта Федерации.
То есть, законом Республики Алтай мы можем установить существующую схему формирования райсоветов через муниципальные выборы, а можем установить схему формирования райсоветов из глав и делегатов от поселений.

Точно также и по выборам глав районов. Теперь мы также должны будем в своем законе обозначить, какие из вариантов (всенародные выборы или из числа депутатов) будут применяться в Республике Алтай.
Федеральным законом оставлена возможность замещения должности главы местной администрации по контракту, но несколько изменен порядок формирования конкурсной комиссии по назначению глав администраций.
Теперь представители от Республики Алтай должны составлять в ней половину членов, при этом назначаться они будут уже не на сессии Парламента, а Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай.

Что касается способа формирования представительного органа, то здесь мое мнение не столько однозначно и, думаю, здесь нам с вами есть над чем подумать.

Есть еще один вопрос, затрагивающий организационную структуру органов местного самоуправления. В новой редакции закона более четко указано, что представительный орган имеет право – но не обязан! – создавать контрольно-счетный орган.

И здесь, не могу не отметить, что мы удовлетворены, что изменения в федеральный закон отражают и нашу позицию по поводу контрольно-счетных органов.
Мы никогда не поддерживали массовую кампанию по всеобщему учреждению контрольных органов (которая на федеральном уровне инициировалась предыдущим руководством Счетной палаты России). И вообще, я лично слабо себе представляю создание и работу контрольно-счетного органа на уровне сельсоветов.

Если районный совет считает его создание необходимым и экономически оправданным, то это его право. Но при этом, конечно, в районном бюджете должны быть достаточные средства на функционирование этого органа. Здесь надо хорошо думать и считать. А то может получиться, что расходы на содержание контрольно-счетного органа в районе будут в разы больше, чем возвращенные в бюджет средства от ее работы.

Третий блок вопросов связан с изменением вопросов местного значения.
Это как раз то, о чем очень долго говорили представители местной власти – полномочий много, а ресурсов мало.
К сожалению, пока в законе говорится только о полномочиях. Вопросы бюджетной обеспеченности пока никак в законах не отражены.

Но совершенно очевидно, что полномочия должны быть финансово обеспеченными. И мы надеемся, что соответствующие решения на федеральном уровне будут найдены.
В связи со спецификой и особенностями обеспечения жизнедеятельности населения на сельских территорий из перечня вопросов местного значения поселений исключен целый ряд вопросов.

Из 39 вопросов местного значения на уровне поселений осталось 13.
Но мы сейчас с вами более подробно остановимся не на тех полномочиях, которые остались у сельсоветов, а на тех, которые «ушли» на районный уровень.
Это, например, обеспечение нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Это вопросы культуры и библиотечного обслуживания. К слову, практика во многих районах и так уже шла по пути объединения всех клубов и библиотек в единое юридическое лицо.
Это сложные для многих поселений вопросы разработки генерального плана, выдачи разрешений на строительство и муниципального земельного контроля.
С поселений «снято» полномочие по предоставлению помещения для работы и жилья участковому уполномоченному полиции.

Совершенно справедливо, что поселений освобождены и от таких странных, мягко говоря, полномочий, как участие в профилактике и ликвидации последствий терроризма и экстремизма, профилактика межнациональных конфликтов.
Особо хочу отметить, что из списка полномочий сельсоветов исключена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Но хочу особо подчеркнуть, и надеюсь, что вы будете транслировать это не только своим депутатам, но и депутатам и главам сельского уровня.
Новый список полномочий – не догма и не истина в последней инстанции.
Существует возможность его изменения с учетом специфики региона и каждого муниципалитета.

Субъекту РФ дано право закрепить за сельскими поселениями вопросы местного значения, те, которые были предусмотрены за сельсоветами ранее.
Также существует законодательная возможность изъятия определенных полномочий с уровня местного самоуправления на уровень региона. Но, естественно, с одновременным пересмотром доходных источников.

Наконец, возможна и практика перераспределения полномочий между сельскими поселениями и районами путем заключения соглашений.
Хочу коротко остановиться на нескольких моментах.
Ваши бюджеты (и сельских поселений, и районные) на текущий год утверждены и вносить в них существенные коррективы вряд ли сейчас целесообразно. Положение федерального закона, касающееся перераспределения полномочий, вступили в действие с 27 мая. В этой связи возможно действительно стоит подумать о заключении соглашений (может быть временных, сроком до 1 января 2015 года) о передаче части полномочий с уровня района на уровень поселений.
Вопрос ведь не только в бюджете, а еще и в имуществе, необходимом для осуществления тех или иных полномочий.
Сейчас на уровне республики начинается проработка этого вопроса, и думаю, определенные решения будут выработаны и предложены.

Что касается таких серьезных полномочий как организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом то здесь и после 1 января единообразный подход на всей территории республики вряд ли целесообразен. Думаю, прежде чем принять какие-то решения в этом вопросе вы еще раз у себя эти вопросы обсудите с участием не только глав администраций поселений, но и с участием депутатского корпуса как районного, так и поселенческого уровня.

Кроме всего прочего, я думаю, для вас это будет отличный повод для того чтобы сделать хороший анализ положения в вашей «коммуналке» вне зависимости в чьем ведении она находится.
Поговорить о состоянии объектов (всех ваших кочегарок, теплосетей, водопроводов и др.). Поговорить о накопившихся долгах и источниках их погашения. Поговорить о сложившейся системе расчетов населения за предоставленные услуги. И так далее и тому подобное.

В не меньшей степени сказанное мною относится и к таким полномочиям как:

-организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

-создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

–содержание мест захоронения.

И в целом, конечно, сам факт передачи полномочий не должен приводить к полной отстраненности глав сельский администраций от тех вопросов, от которых зависит каждодневная жизнь людей.

***

Разумеется, столь масштабный закон не может в одночасье в полной мере быть реализован. Для этого в законе предусмотрены переходные положения.
Законы субъектов РФ по тем вопросам, где нам предоставлена возможность выбора, должны быть приняты в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона – то есть до 27 ноября.

Далее, в течение трех месяцев со дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации уставы городских округов, муниципальных районов, городских поселений приводятся в соответствие с требованиями Федерального закона.
Мы пока предварительно планируем рассмотреть проект закона о порядке формирования органов местного самоуправления в октябре на заседаниях комитетов Парламента, а также на заседании нашего Совета представительных органов, а в начале ноября рассмотреть этот законопроект на сессии Парламента и принять его.
Законопроект, предусматривающий закрепление полномочий за сельскими поселениями я думаю можно будет рассмотреть на декабрьской сессии Парламента.

Мы сегодня говорим о изменениях в законодательстве о местном самоуправлении не для того, чтобы дать вам готовые рекомендации и познакомить вас с соответствующими проектами законов Республики Алтай. Ни того, ни другого у нас пока нет.
Мы вносим вопрос на ваше рассмотрение как раз для того, чтобы предложить вам предметно и скрупулезно проработать варианты будущих решений с тем, чтобы вы смогли внести нам свои предложения еще до того, как соответствующий закон Республики Алтай будет принят с учетом ваших предложений.

***

Для выработки законодательных решений на уровне республики и рекомендаций для муниципальных образований, нами создана специальная комиссия под моим председательством.

Хочу подчеркнуть, что независимо от того, как будет выглядеть закон Республики Алтай, Вам всем придется как на уровне города и районов, так и на уровне поселений внести изменения во все без исключения Уставы и Регламенты, принять, отменить или изменить серьезное количество других нормативных правовых актов, разного рода «Положений», «Порядков» и т.д.
Причем изменения в уставы надо будет вносить даже в том случае, если в вашем конкретном случае не будет меняться порядок формирования местной власти.
Учитывая, что не везде на местах у нас есть специалисты нужной квалификации, работа вам предстоит непростая и объемная.

Хочу также подчеркнуть, что при выработке проекта закона мы бы безусловно хотели узнать ваше мнение. Прежде всего, по порядку формирования представительных органов и избрания глав.
Полезными могут быть и ваши соображения об оптимальном варианте распределения полномочий.

Учитывая, что у нас впереди парламентские каникулы до конца августа, в начале ноября, как я уже сказал, будет приниматься закон, а его концепция будет выработана где-то в сентябре, я прошу вас по возможности оперативно представить свои предложения.

Возможно, было бы правильным сначала обсудить эти предложения с вашими коллегами депутатами всех уровней на своих семинарах. Затягивать у нас тут нет возможности, и поэтому, хотя и наступает сезон отпусков, прошу в ближайшие два месяца такие семинары провести.

Уважаемые коллеги!

Возможно, кто-то из вас уже успел внимательно изучить изменения в законодательстве, и готов уже сегодня поделиться своими соображениями о том, как лучше реализовать новый закон у себя в территории и в целом в Республике Алтай

Будем рады услышать ваше мнение и готовы предоставить вам сегодня возможность выступить.

Спасибо за внимание.