Уважаемые друзья!

c_200_250_16777215_00_images_stories_2013_deputaty_interbelek.jpgМы рады приветствовать от имени алтайского народа вас, тюркских братьев и хозяев этого замечательного форума -азербайджанских сородичей, в течение многих веков очарованных синевой  Каспийского моря и проживающих на западных границах тюркской Ойкумены. Азербайджан, родина многих духовных лидеров тюркских народов, среди которых и Низами – мыслитель и поэт-правдолюбец  средневековья, гений, равный мастерам древнего слова - Гомеру, Вергилию, Данте. В вашей стране  большое количество прославленных талантов современности.

Мы с огромным уважением относимся к Кара Караеву, творчество которого переняло эстафету поэтов прошлого, о чем свидетельствуют его  симфонические произведения «Лейла и Меджнун»,  «Семь красавиц» и многие другие.

Мы же привезли с собой голос ветра гор благословенного Алтая, так как в протяжных алтайских песнях есть одна нескончаемая мелодия; это благословение своей земли - Алтая, золотой колыбели народов, ушедших и пришедших, а также вечно живущих там. Все духовное наследие алтайского народа очень толерантно.  В эпических сказаниях говорится о том, что на алтайских просторах паслись разномастные стада и табуны, которые лик месяца закрывали. Жили разноязыкие народы, которые лик солнца закрывали. В алтайских сказаниях сохранились коды сказаний всех тюркских народов, в том числе есть древние основы сюжета о великом азербайджанском герое – Кер-оглы в эпосе об Алып-Манаше. В алтайском и азербайджанском текстах нашли яркое отражение духовно-нравственные представления, выступающие одним из внешних проявлений культурного облика каждого народа.

Мы благодарны первому Президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, который в советское время, будучи депутатом от Алтая, проложил самый большой мост в Сибири через реку Обь, образовавшуюся от слияния алтайских рек Бии и Кадын (Катуни).  Не в этом ли символ связи на новом витке времени азербайджанского народа с алтайским и  проявление  единства древних корней огузской и кыпчакской ветвей тюрков.

В свое время незабвенный тюрколог  Л.Н.Гумилев, подчеркивая особую роль древнего Алтая в системе всех тюркских народов, писал о том, что «языки, ныне называемые тюркскими, сложились в глубокой древности, а народ «тюркютов» возник в конце V века вследствие этнического смешения в условиях лесостепного ландшафта, характерного для Алтая и его предгорий. Слияние пришлого  и местного населения на Алтае оказалось настолько полным, что через 100 лет, к 546 году, они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью или тюркютами».

В кризисный период распада Советского Союза, в 1996 году, по инициативе Республики Алтай впервые на государственном уровне была отмечена дата создания Первого Тюркского каганата  - 1450- летие, что получило хороший резонанс у всех тюркоязычных народов нашего огромного тюркского пространства.
В сознании нашего народа  Алтай - это вход в будущее, так как именно здесь формируются контуры будущей историко-духовной культуры на основе выработанных вековых традиций наших предков, сохраненных  в разных пластах современной культуры. Поэтому мы считаем, что Алтай – это не только историко-географическое место прародины тюрков, но и золотая колыбель, в которой из века в век передавались сокровенные знания духовных ценностей всех тюркских народов.

Общеизвестен факт, что на Алтае найдено более сотни рунических надписей и  каменных изваяний древнетюркской эпохи, вековых свидетелей сложения в Центральной Азии тюркского мира. Да, именно на Алтае в широком понимании этого региона,  зародилась древнетюркская цивилизация, а  многие современные тюркские народы ведут свое происхождение с Алтая. Ныне здесь проживают алтайцы, потомки тех древних племен, которые закладывали основу тюркского мира. В их родовой структуре присутствуют все названия тех древних племен, а в культуре - традиции и обычаи того отдаленного времени.
Не случайно в 2012 году в г.Астане на совместном заседании национальных комитетов ЮНЕСКО - стран ТЮРКСОЯ мы вошли в число   инициаторов,  выступив с предложением о внесении древнетюркских рунических памятников в Список объектов для включения в Программу ЮНЕСКО «Память мира».

Древнейшие памятники письма, оставленные нашими предками на скалах,  являются бесценными сокровищами не только алтайского народа, но и всех тюркоязычных народов. Лаконичные строки доносят до нас язык, звучавший в раннем средневековье в долинах алтайских рек, поэтому так важно сохранить древнейшие записи тюркской речи.

Памятники тюркского рунического письма VIII-XIв.в. к настоящему времени представляют собой довольно значительную по объему и ценную в лингвистическом и историческом отношении часть обширного письменного наследия тюркоязычного мира. Несколько сотен надписей, написанных   тюркским руническим письмом на скалах и камнях, а также частью на предметах обихода, были открыты в Монголии, на территории всей Южной Сибири, в Китае, Казахстане и Киргизии. Бесспорно, что наиболее изученными являются всемирно известные орхонские рунические памятники. Далее на западе, по всей степной территории Евразии, вплоть до Венгрии,  также найдены сотни надписей, сделанных подобной письменностью и до сих пор еще не расшифрованные.

Конечно же, мы отдаем огромную дань уважения  первооткрывателям памятников рунического письма на Алтае и сопредельных его территориях: В.В.Радлову, Н.А.Баскакову, В.Д.Кубареву, И.Л.Кызласову, С.Г.Кляшторному и многим другим исследователям-тюркологам. Работа по фиксации и изучению древнетюркских текстов на Алтае  особенно оживилась в последние годы. На территории Горного Алтая происходят важные открытия все новых и новых памятников рунического письма. Рунические надписи, которые были найдены в 2002-2006 гг. археологами В.Д.Кубаревым и В.А.Кочеевым в Кош-Агачском и Усть-Канском районах, на сегодняшний день являются одними из самых больших и хорошо сохранившихся текстов не только на Алтае, но и в Южной Сибири в целом.

В сегодняшних условиях нет важнее задачи, чем  зафиксировать и сохранить для науки бесценные памятники рунического письма. Ведь  многие надписи уже безвозвратно потеряны из-за взрывных работ при строительстве дорог, обвалов скал и камней при землетрясениях или им  нанесен непоправимый ущерб современниками.   
Рунические памятники распространены в основном в центральных районах Горного Алтая. Основная масса надписей сконцентрирована в долинах рек. Гора Калбак-Таш в Онгудайском районе – это уникальный историко-культурный памятник не только нашей республики, но и России в целом. Калбак-Ташские надписи, состоящие из 29 строк, являются крупнейшим в Южной Сибири скоплением надписей в одном месте. Стелы Бар-Бургазы и эпитафия на горе Кургак, надписи Бичикту-Боома, надписи на предметах – это только некоторые из наиболее значительных составляющих корпуса рунических надписей Алтая.

В этой связи  мы считаем, что совместное предложение несколькими странами: России (Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия), Кыргызстана, Казахстана, Монголии по внесению древнетюркских рунических надписей в число охраняемых   ЮНЕСКО памятников будет достойным вкладом потомков древних тюрков в человеческую сокровищницу.

Мы готовы поддержать и присоединиться и к другим заявкам по объектам культурного наследия тюркских народов, в том числе и Азербайджана в части исторических корней эпоса «Кёроглу», а также Турции, Казахстана, Кыргыстана, Республики Саха, Республики Тува в  номинации: «Тенгрианство, как связь мировоззрения  с экологическим этикетом тюрков», так как многие знания основ данных традиций почти в полной мере сохранились в современном культурном наследии алтайского народа.