Уважаемые участники совещания!

От имени Парламента Республики Алтай я приветствую и поздравляю собравшихся в зале, а в вашем лице всех педагогических работников, а это 3 476 человек, с приближающимся новым учебным годом и желаю самых высоких результатов в вашей благородной деятельности.

80 лет назад (январь 1935г.) в г.Ойрот-Тура с целью поддержания тенденций ударничества в образовании открылась и была проведена первая областная конференция учителей-ударников. В течение 5-ти дней более 100 делегатов из районов–лучшие педагоги области–подводили итоги деятельности, обсуждали проблемы и перспективы развития школ, библиотек, обменивались опытом в решении проблем образования.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2015_news_augest_conference25.08.2015_belekov.jpgСегодня проведение педагогических конференций вошло в традицию–работники образования ежегодно проводят августовские педагогические конференции.
Августовское совещание, (конференция, педсовет) в канун нового учебного года–стало традиционной площадкой (на современном языке) для подведения итогов, где есть возможность публично высказать свое отношение к образовательному процессу, внести предположения, задать вопрос и быть услышанным.

Образование–это, прежде всего, система воспитания, социализации человека, передачи духовных и культурных традиций. Образование–это высшая форма занятости. Благодаря ему, человек может создать лучшие условия жизни для себя и своих близких, добиться того, о чем мечтает. Образование–это один из самых эффективных инструментов социально экономического развития района, республики, страны в целом.

Развитие системы образования в Республике Алтай на протяжении многих лет рассматривается как один из главных приоритетов социально-экономической политики.
Расходы на образование в республике, несмотря на экономические и финансовые трудности, остаются стабильными. Так, в 2012 году расходы республиканского бюджета на отрасль образования составили 4 321,8млн.руб. В 2015 году в бюджете предусмотрена цифра–4 935,9млн.руб.

Депутатский корпус Республики Алтай держит в зоне постоянного внимания образовательный процесс в республике, и не только потому, что «львиная» доля бюджета составляют расходы на образование. Этому нас обязывает и Конституция Республики Алтай (ст.44).

Образовательная система Республики Алтай–важнейший приоритет в работе власти различных уровней. Президент страны В.В.Путин высказался в этом отношении определенно, отметив, что отставание в образовательном развитии недопустимо, т.к. прямо сказывается на конкурентоспособности государства, на его национальных перспективах.

Я уже четверть века принимаю участие в осенних, августовских совещаниях. Хорошо вижу, как меняется их содержание. Старшее поколение помнит, как 20 лет назад, в середине 90-х г.г. самой острой обсуждаемой проблемой на августовских совещаниях была задолженность по заработной плате учителям (до полутора лет), задолженность по детским пособиям, по коммунальным платежам. В летний период руководство Министерством и гор/райотделами образования делили буквально по килограммам известь и краску для косметического ремонта школ.

Сегодня государство, в основном, справилось с задачей материального и финансового обеспечения образовательного процесса, и мы уже говорим о высокотехнологическом оснащении и оборудовании материально–технической базы образовательных учреждений (о горячем водоснабжении, о душевых в спортзалах, о теплых санузлах, пожарной безопасности, охране и т.д.)

Президентом страны В.В.Путиным одним из главных национальных приоритетов РФ обозначено сохранение здоровья подрастающего поколения (Указ №598 от 07.05.2012г.). Проведена необходимая работа для своевременной подготовки школ к новому 2015-2016 учебному году, создания надлежащих условий для укрепления здоровья детей, возможность систематически заниматься спортом.

Согласно информации Управления Роспотребнадзора (от 14.07.2015г. №2028) к текущему учебному году современные санитарно-технические условия созданы в школах Чойского, Турочакского, Чемальского, Майминского районах, г.Горно-Алтайска. Из 184 школ обеспечены водопроводной водой 156 школ–85%, канализацию имеют 154–84%, теплые туалеты в 120 школах–65%, спортивные залы оборудованы в 124-97%, спортплощадки оборудованы в 155–84%.

Руководство республики также держит в зоне постоянного внимания вопросы материального обеспечения учителей. Законом РА от 07.06.2005г. №43-РЗ «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай» установлены меры социальной поддержки некоторых категорий работников, работающих и проживающих в сельской местности Республики Алтай. Данный закон распространяется на педагогических работников государственных образовательных организаций Республики Алтай и муниципальных образовательных организаций в Республике Алтай; младшие воспитатели, помощники воспитателей государственных образовательных организаций Республики Алтай и муниципальных образовательных организаций в Республике Алтай, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

Важным инструментом обеспечения доступности качественного образования является повышение заработной платы работников системы образования, реализуемое в соответствии с Указами Президента РФ В.В.Путина от 07.05.2012г. За последние годы оклады педагогов по всей стране выросли. Но сама система, все же, несовершенна и не везде хорошо срабатывает.

Средняя заработная плата в системе образования Республики Алтай за первое полугодие 2015 года (по данным Минобразования РА) достигла следующих значений:

-педагогические работники образовательных организаций, реализующих общее образование–26 792,2руб.;

-педагогические работники образовательных организаций, реализующих дошкольное образование–20 908,7руб.

Система образования в Республике Алтай многогранна.
Благодаря мероприятиям по модернизации региональных систем дошкольного образования за последние годы в Республике Алтай возросли темпы строительства, реконструкций, капитального ремонта зданий дошкольных образовательных организаций. В последние годы стали появляться различные формы работы с детьми дошкольного возраста–это семейные воспитательные группы на дому, группы присмотра и ухода, группы кратковременного пребывания детей, частные детсады.

В республике обсуждаются проблемы развития альтернативных форм дошкольного образования, возможности привлечения предпринимателей в социальное предпринимательство и их поддержке.
Успешным примером взаимодействия государства и бизнеса в этом вопросе считается открытие детского сада «Совенок» в с.Майма, где около сотни детей имеют возможность получать дошкольное образование в современных и комфортных условиях. Здесь предоставляются те же услуги, что и в государственных детсадах, при этом зачастую более высокого качества. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы для создания таких условий, при которых предпринимателям было выгодно работать в этой сфере.

Наш век символизирует собой эпоху науки и знаний, высоких технологий и инноваций, социальных и культурных трансформаций. Поэтому отрасль образования требует постоянных реформ, перемен, экспериментов. В связи с принятием новых госстандартов в области образования в декабре 2007 года норма о полномочиях субъектов РФ самостоятельно устанавливать национально-региональный компонент была признана утратившей силу. И, соответственно, ч.4 ст.44 Конституции Республики Алтай вступила в противоречие с положением Федерального закона «Об образовании».

Депутаты республики пятого созыва отнесли работу по урегулированию противоречий в данной статье к числу приоритетных. Проблемы были озвучены на уровне Совета Федерации, Государственной Думы. Как спикер Парламента, я выступил на Парламентских слушаниях в Госдуме РФ по проекту ФЗ «Об образовании» и высказал предложение определить содержание национально-региональной составляющей образования как среду гуманизации, в которую входит изучение родного языка и литературы, истории, географии родного края, народных промыслов, обычаев, традиций и других факторов этногенеза регионального бытия.

Вслед за нами многие регионы заговорили о недопустимости такого изменения в образовательном процессе. После неоднократных обращений субъектов РФ в федеральные органы государственной власти в 2009 году ФЗ предоставил право субъектам участвовать в разработке образовательных программ с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей.

На сегодняшний день введение национально-регионального компонента позволило добиться среди учащихся хорошего знания родного языка как на коммуникативной, так и на грамматической основе. И что особенно важно в условиях современной России–наши ученики стали двуязычными, они воспринимают русский язык как родной.

19 мая 2015 года на совместном заседании Советов по межнациональным отношениям и по русскому языку, посвященному роли русского языка и языков народов России в укреплении государственности, совершенствованию мер по сохранению и развитию национальных языков, Президент Российской Федерации В.В.Путин призвал к бережному отношению и сохранению всех языков народов России. При этом он отметил, что «Конституция России прямо гарантирует право всех народов на сохранение родного языка». И подчеркнул, что «подобной поддержки, настоящего сбережения национальных языков никто никогда в мире не обеспечивал».

С 1 сентября 2013 года с принятием нового закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» российская образовательная система начала жить по-новому. Данный ФЗ повлек принятие многих нормативных правовых актов различного уровня.
Депутаты РА, педагогическое сообщество принимало активное участие в разработке данного законопроекта и продолжает участвовать в совершенствовании основного закона страны в области образования.

Так на прошедшей в июне т.г. 9-ой сессии ГС-ЭК РА депутатами РА принято и направлено в ГД ФС РФ постановление Госсобрания от 24.06.2015г. №9-40 «О законодательной инициативе ГС-ЭК РА по внесению в Государственную Думу ФС РФ проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ч.4 ст.34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым регламентировано, что привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой, обучающихся несовершеннолетних без их согласия и без согласия их родителей, запрещается.

Широкое толкование этой нормы закона и отсутствие понятия трудового воспитания в ФЗ «Об образовании в РФ» полностью нивелировало трудовое воспитание в образовательных организациях.
Коллеги-депутаты Республики Алтай считают, что сегодня в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» следует закрепить понятие «труд», как важнейшее средство воспитания.

Член Комитета СФ РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в Совете Федерации Российской Федерации Т.А.Гигель выразила готовность оказать всяческое содействие в прохождении в Федеральном Собрании данной законодательной инициативы.

В настоящее время одной из задач государственной национальной политики страны является формирование у детей и молодежи чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны.
На 9-ой сессии депутатами ГС-ЭК РА принят Закон Республики Алтай "О патриотическом воспитании в Республике Алтай" от 07.07.2015г. №40-РЗ, регулирующий отношения в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации в Республике Алтай.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2015_news_augest_conference25.08.2015_zal.jpgГС-ЭК РА совместно с Правительством РА проводили заседания Президиума, где активно рассматривались вопросы подготовки и проведения 70 годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Благодаря населению республики, педагогической общественности, школьников и волонтеров, проведены и проводятся множество мероприятий по юбилейной дате.

Для ускоренного развития республики в числе главных и стратегических приоритетов является наличие интеллектуального потенциала, который дает импульс прогресса во всех видах жизнедеятельности. Работа в этом направлении в долгосрочной перспективе даже важнее решения злободневных материальных проблем.
Руководство республики, прекрасно понимая это, уже с 1993 года начало активную работу по направлению наших абитуриентов в ведущие ВУЗы России. За эти годы подготовлен серьезный кадровый состав. Этот процесс продолжается. В этом году по сведениям Министерства образования заключены договора на подготовку специалистов в 47 высших учебных заведениях страны от Санкт-Петербурга до Владивостока. Сегодня этот процесс имеет федеральный статус и развивается на основании Постановления Правительства Российской Федерации.

Дорогие учителя, воспитатели, преподаватели, ветераны педагогического труда! Вы являетесь примером самоотверженности и стойкости. Связь между поколениями, преемственность знаний, наработок и открытий является результатом вашего труда. Ваши способности к мобильности, самообучению являются ярким примером для ваших учеников.

Дорогие друзья! Приближается 1 сентября. День знаний–это настоящий всенародный праздник, один из важнейших для нас. И я от всей души поздравляю вас с ним! На ваших плечах лежит большая ответственность, будущее детей–это будущее нашей республики, страны. Все успехи и достижения, которые ждут завтрашних выпускников, закладываются сегодня вашими трудами.

Спасибо за преданность этой сложной профессии, за любовь к детям, за мудрость, внимание и доброту.

Благодарю за внимание!