Уважаемые участники конференции!
Уважаемые гости!

 

c_200_250_16777215_00_images_stories_2016_meroprijtia_mnpk100616_beldoc.jpgОт имени всех депутатов Республики Алтай горячо и сердечно приветствую вас с началом научно-практической конференции: «Алтай-Россия: через века в будущее», которая проходит в рамках 260-летия добровольного вхождения алтайцев в состав России и 25-летия образования Республики Алтай.

Мы собрались сегодня для того, чтобы еще раз осознать и переосмыслить всю важность и масштабность этих событий для алтайского народа и  Российского государства, произошедших два с половиной века тому назад. В разные годы, в разные исторические эпохи по-разному классифицировались и оценивались рассматриваемые нами события.
260-летие, в отличии от 25-летия, на самом деле довольно условная дата. Указ Императрицы Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 года лишь законодательный акт высшей власти Российской империи.

Условно, процесс вхождения в состав России можно разделить на два периода. Первый- до принятия Указа от 2 мая 1756 года, второй до 1865 года.

Принятию в 1756 году алтайцами российского подданства  предшествовал полуторавековой процесс развития русско-алтайских политических, социально-экономических и культурных отношений, которые носили неоднозначный и даже порой драматический характер. Об этом есть несколько специальных монографий, прежде всего, ученых Тадыева, Гуревича, Модорова и Самаева.
Алтайские племена населяли по карте сегодняшнего дня огромную территорию, куда входили, в частности, современные Алтайский край, Новосибирская, Омская, Томская области, Рудный Алтай.

Знакомство  и общение русского и алтайского народов началось еще во время основания города Томска в 1604 году. В то время первым кто просил о подданстве и оплате ясака Русскому Царю был князь Тоян, правитель тюркоязычных еуштинцев и именно через него были переданы одни из первых сведений о коренном населении Верхней Оби.

О сложности и противоречивости процесса красноречиво говорит история принятия присяги князем Абаком в г.Томске в 1609 году, куда он прибыл, под поручительство князя Тояна, дабы не превратиться в заложники- аманаты. Абак – от имени ак телеутов дал жерть - присягу,  но отказался платить ясак, что было основным признаком подданства. Он добивался не подданства, а статуса союзника.

К 31 марту 1609 года был заключен первый договор о военно-политическом союзе между Телеутским ханством и Российской Империей.
Этот  акт позволил уже в то время, без войны, укрепить и развить торговые, экономические связи между русскими и коренным населением Алтая, что в будущем безусловно сыграло важную роль в процессе добровольного вхождения алтайцев в состав России. Заключенный договор был важен для обеих сторон. В первую очередь русские власти защитили новопостроенный Томский острог, и получили союзника из числа коренных племен. А телеуты  ждали от России военной помощи в противостоянии с соседними противниками. И, конечно же, нельзя не упомянуть  о регулярной и взаимовыгодной торговле.

Последующие процессы, которые происходили в то время, привели к образованию, приблизительно в 1635 году, Джунгарского ханства. С этого момента судьба народов Алтая была предрешена, так как последовавшее многолетнее противостояние между Джунгарским ханством и Цинской Империей вылилось в угрозу уничтожения всех кочевых народов, проживавших на территории в угоду захватнических амбиций Цинской Империи. К концу XVII века Джунгарское Ханство охватила междоусобная война, главной целью каждого из крупных кланов был захват власти. Именно в это время без особого сопротивления Российская Империя поднялась вверх по Иртышу и Оби, были заложены и построены Бикатунская, Омская, Семипалатинская и Усть-Каменогорская крепости, Чаусский и Бердский остроги. Торговые и культурные связи народов Алтая и русских все более и более укреплялись.

К середине XVIII века воспользовавшись ослаблением Джунгарского ханства из-за постоянных междоусобных войн, Цинская Империя направляет в Чуйскую котловину свои войска для захвата новых земель и людей. После удачного похода, уже в 1754 году новый отряд цинских войск направляется к чуйско-кобдинским отокам с целью принуждения принять подданство Цинской Империи. После отказа большей части населения, основная ее часть была уничтожена, многие уведены в плен. Такой поворот событий вселил страх у алтайцев за свое дальнейшее существование.

С одной стороны смерть, с другой вечное рабство. Готовясь к военному отражению набегов завоевателей, они понимали, что единственным спасением будет вхождение в подданство Российской Империи и именно в этот момент алтайские зайсаны собираются для решения вопроса о спасении жизни своего народа. Связи, налаженные за несколько лет до этого, показывали, что русские имеют более гуманный и мирный подход в обживании новых земель, что уничтожение народа не входит в планы Российского государства.

Все понимали – спасение – в союзе с Россией. Отбиваясь от набегов врагов, уходя все глубже к границе с Россией, зайсаны один за другим, и по отдельности, писали прошения о защите и помощи, но ответа все не поступало. Тогда решается вопрос о совместном обращении непосредственно к Императрице России, Елизавете Петровне, что в результате вылилось в Высочайший Указ Императрицы от 2 мая 1756 года о принятии в подданство и защите народов обратившихся о помощи в состав Российской Империи.

Амыр Санаа, легендарная личность у алтайцев, калмыков, тувинцев, монголов. Военачальник и политик, он возглавил антиманьчжурское освободительное движение, выступив и против армии Цинской империи. Имя этой легендарной личности, патриота родной земли и народа, тянувшегося к союзу с Россией, овеяно легендами, загадками и противоречиями. Даже его уходу из жизни долго не верили ни манчжуры, ни китайцы, ни ойроты. В нем много тайн  и загадок…

После принятия алтайцев в свое подданство, Российская Империя все же не смогла в полной мере защитить все южные земли, в силу отдаленности их от форпостов и крепостей со своими войсками. Цинская Империя воспользовавшись этим подчинила 2 волости (Чуйская, Чулышманская ),  впоследствии названными первая и вторая Чуйские волости. Они были отнесены цинскими чиновниками к своим владениям в одностороннем порядке, без договора с Россией. Фактически в это время эти волости находились под двойным протекторатом России и Китая, и все их население являлось двоеданцами Российской и Цинской империй.

В то время были подписаны три главных документа, относящиеся к российско-китайской границе: Пекинский дополнительный договор от 2 ноября 1860 года, Чугучакский протокол от 25 октября 1864 года и Санкт-Петербургский договор от 12 февраля 1881 года.

Первый из них наметил лишь общее направление границы, а второй определял прохождение границы по основным общеизвестным географическим ориентирам. Чугучакский протокол одним из своих пунктов окончательно закрепил переход Чуйских волостей в российское владение.
Большую роль в этот период сыграл, первый алтаец обученный русской грамоте, будущий священник Михаил Чевалков, который служил толмачём при Алтайской духовной миссии. Именно в качестве переводчика летом 1863 г. он сопровождал в поездке на границу Андрея Густавовича Принтца – офицера Российского Генерального штаба в чине штабс-капитана.

Вхождение в состав Российской империи можно назвать и оценить как физическое спасение от жесточайшей агрессии и началом превращения древних алтайских этносов в единый народ, зарождением нового этнического формирования, как мы теперь понимаем по гумилевской теории этногенеза, которым будет характерен весь длительный период завершения процесса объединения Алтая под защитой России.
Отношение к инородцам,  или зенгорцам как назывались в официальных документах алтайцы, было самым бережным. В 1763 году в Указе императрицы Екатерины II было сказано следующее- «Ни под каким видом, ни от кого, ни малейшего разорения и тягость алтайцы терпеть не могли, а всяких разорителей преследовать».

С высоты сегодняшнего дня мы осознаем мудрость политики Царской России, объявившей тогда земли Алтая неприкосновенными извне. Основу этой политики составляло глубокое понимание значения Алтая как алтаря сакрального природного богатства и уникального духовного наследия, а его народа как прямого носителя традиций древнетюркской цивилизации.

Вхождение алтайцев в состав России было добровольным, то есть земли Алтая, в отличие от других территорий, не были завоеваны и не относились к числу присоединенных путем принудительных договоров.

Согласно Указу Её величества Елизаветы Петровны они были отнесены к собственности царского кабинета и передавались по наследству. Что же касается получения земель русскими переселенцами XVIII – XIX веков – сначала старообрядцами, а в начале XX века в период столыпинских реформ бывшими крепостными – то она представлялась только в общинное пользование. После Октябрьской революции земли Алтая превратились в общественную государственную собственность. И лишь на исходе XX века у нас появляется частная собственность на землю, а вместе с ней возникают и проблемы…

XX век для алтайского народа, безусловно, был решающим на всем пути его развития. 1 июля 1917 года в г.Бийске открылся съезд представителей инородческих волостей Алтая – эту дату учреждения Алтайской Горной Думы во главе с Чорос-Гуркиным можно рассматривать как начало парламентаризма на Алтае (кстати, в 2017 году исполнится 100 лет).

Особый толчок дала Великая Октябрьская революция, хотя об этом говорить сегодня вроде не политкорректно. 
Обретя первого июня 1922 года статус автономной области, алтайцы (ойроты до 1948 года. Этноним выполнял объединительную функцию) при поддержке государства, прежде всего русского народа, сделали колоссальный рывок в своем развитии. По утверждению Л.П.Потапова, образование государственности в форме области с губернскими правами было ключевым моментом, важным этапом консолидации алтайского народа.

Вспомним двадцатые годы, когда наблюдался небывалый взрыв этнической энергетики. Создавалась алтайская письменность на основе кириллицы и телеутского диалекта.  Издавалась масса книг на национальном языке, выпускались учебники, создавалась новая литература, складывалась система образования и подготовки национальных кадров, заново формировалась новая ойротская культура, в которой участвовали все – тубалары, челканцы, теленгиты, кумандинцы, телеуты, алтай-кижи. Появилась национальная интеллигенция. Имена алтайских просветителей, писателей, художников, таких, как Улагашев, Кучияк, Чагат-Строев, Чевалков, Енчинов, Уксегешева, Дьайкан Дугина, Мечеш и других, стали известны в России и далеко за ее пределами.

Очередной всплеск национального самосознания, национальной идентификации произошел в конце восьмидесятых годов. Сбылась мечта наших предшественников – мы стали республикой.
1988 – 1991г.г. – борьба за повышение статуса автономии до полноценного субъекта – республики. Проводилась нервная, напряженная работа в Москве, Барнауле, во всех населенных пунктах Горного Алтая. В 1989 году принятие Горно-Алтайским  Областным Советом народных депутатов Декларации о повышении статуса до республики! Сколько было споров, обид, оскорблений и опасений!!! Ожидались преференции только для этнических алтайцев. Но вот минуло 25 лет, не оправдались самые мрачные предположения активных противников республики. Мы выиграли ВСЕ.

С первых лет существования республики всю свою интеллектуальную и физическую  энергию ее руководство сосредоточило  на решении социально-экономических и политических задач, на создании институтов, обеспечивающих реализацию высоких республиканских полномочий. Во многом это удалось. В то же время внутриэтнические процессы продолжали тлеть и разгораться. И если сегодня не осмыслить происходящее, результаты могут быть самыми печальными.

Свобода слова и другие возможности «свободы», дарованные с 1985 года « перестройкой», внесли свой вклад и в духовное здоровье алтайского народа. Сначала начали выделяться субэтносы (тубалары, кумандинцы, челканцы). Позднее к ним присоединились и часть теленгитов, образовалось нескольких курултаев. Встал вопрос: мы что возвращаемся к родоплеменным отношениям, и тем самым теряем право на титульную нацию? И это в преддверии Всероссийской переписи населения. Это могло стать дополнительным аргументом для апологетов укрупнения, объединения субъектов Российской Федерации. Пришлось проводить громадную работу по разъяснению ситуации в республике, в научных и государственных кабинетах Москвы, проводить научно-практическую конференцию «Единство этнического разнообразия – основа устойчивого развития алтайского народа» с приглашением ведущих научных работников  Российской Академии Наук.

Здесь также хотелось бы отметить активную поддержку нашим усилиям в деле защиты статуса Республики со стороны парламентариев Алтайского края (И.И.Лоор), руководства Татарстана (И.Ш.Шаймиев, Ф.Х.Мухаметшин), Московской городской Думы (В.М.Платонов), а также видных представителей интеллигенции Санкт - Петербурга, Новосибирска, Якутска, Вологды, Кызыла и Элисты.

Что касается конференции по единству этнического разнообразия алтайского народа, нам надо четко и научно аргументировано определить роль телеутов в формировании и развитии алтайского литературного языка,  да и в целом в становлении нашей государственности, о чем следовало бы эту проблему обозначить в Резолюции и Рекомендациях нашей конференции.

Таким образом, своеобразным венцом процесса вхождения алтайцев в Российское государство стало образование Республики Алтай, 25-летие которой мы отмечаем в эти дни. У нас есть флаг, гимн, герб, статус республики закреплен в Конституции Российской Федерации.

Основной Закон России гарантирует нам территорию, развитие культуры,  языка, сохранение своих обычаев и традиций. В этом заложена одна из самых глубинных сущностей русского мира и российской цивилизации.
В силу ограниченности времени регламентом конференции я не могу подробно останавливаться на тех или иных аспектах процесса вхождения алтайского народа в состав России.

Проводятся конференции в ГАГУ, республиканской библиотеке, неделю назад в национальном музее «Алтай–территория согласия», в муниципальных образованиях проводятся под эгидой двойного праздника общественные, спортивные и культурные мероприятия.

Идет активная подготовительная работа по проведению официальных торжественных мероприятий.

И это очень хорошо и правильно! Население должно знать историю земли на которой живет. Но, в целом, эти мероприятия обращены к взрослому поколению. Молодежь, занятая своими возрастными проблемами, этим не очень интересуется. Их интересы в первую очередь обращены в будущее. Это закономерно. Задача школы в первую очередь привить заинтересованность к истории своей родины. Надо откровенно сказать, что  этим школа еще занимается недостаточно. Ведь выпускники даже наших столичных школ плохо знают историю Горного Алтая. Мне могут возразить – недостаток времени в школьной программе. Но ведь есть и внеклассная работа: кружки, факультативы…

Сегодня глобализму, проникновению в наше общество западной идеологии, мы можем противопоставить только патриотизм во всех его выражениях. А воспитание патриотизма  в большей мере задача школ, через изучение истории своей малой родины, именно это краеугольный камень чувства патриотизма (любви к Отечеству) в широком смысле этого понятия.

Уважаемые земляки!

Алтай – это центр Евразийского Материка.
Алтай –  это прародина тюрков.
Алтай – это духовных полюс планеты.

Нас это к многому обязывает. Об этом должен думать и помнить каждый алтаец. Он несет свою персональную и коллективную ответственность перед потомками. Я говорю "алтаец", подразумевая под этим мироощущение всех, проживающих в Республике Алтай, а не только этническую принадлежность.

Уважаемые коллеги!

Наша конференция должна дать научную оценку с высоты знаний сегодняшнего дня рассматриваемых событий и выработать рекомендации  по дальнейшему укреплению межнациональной, межэтнической консолидации на современном этапе.

Желаю успешной и плодотворной работы!

Благодарю за внимание.